В продолжение темы, поднятой в публикации "Русский не отменяется" в прошлом номере "ММ". Речь шла об он-лайн-конференции с руководителем группы разработчиков новых федеральных государственных образовательных стандартов Александром Кондаковым.
Когда еще выслушаешь резоны реформирования системы школьного образования из уст самих разработчиков и поучаствуешь в ее обсуждении вместе с Златоустом, Ашой, Саткой, Карабашем, Варной? Но, видимо, у школы столь разительная специфика, что ее даже он-лайн-форматом сложно нейтрализовать: конференция сильно напоминает урок. И с первых минут понятно - на нем много "двоечников".
Сразу после начала конференцию покидает стайка педагогов, явно смущенных полупустой аудиторией и присутствием журналистов. Двойка за поведение? И без того немногочисленная команда магнитогорских участников окончательно проигрывает на фоне соседних территорий - судя по картинке на мультиэкране, там площадки набиты слушателями под завязку. К середине конференции ее мало-помалу покидают и журналисты, утомленные абстрактным языком - "знаньевое ядро", "результаты должны быть направлены на реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач". Еще двойка? Зато на галерку просачиваются педагоги, но аудитория все равно заполнена едва на четверть. В заднем ряду - пришедшим хватило его одного - приглушенный гул. И этим - двойка? Правда, шумок вроде по делу: слышится упоминание дисциплин.
Тем временем ведущий разработчик новых образовательных стандартов Александр Кондаков знакомит аудиторию с их основами. Задача новой школы - приблизиться к запросам семьи. Докладчик не скрывает болезней старой школы с ее учебными перегрузками и недоработок новой. Но новая школа учтет ошибки прошлого, обещает разработчик, и откажется от стереотипов, таких, например, как "ведущая деятельность ребенка в школе - учебная".
- А ведь это заблуждение - дети приходят общаться.
Не обошел докладчик и болезненных вопросов - об общекультурной подготовке педагогов, материальном стимулировании молодых учителей, неопределенности понятия малокомплектной школы… К окончанию доклада аудитория, подуставшая от предельно абстрактного языка, бросилась задавать вопросы. Возможно, наивные, но конференция и была рассчитана на широкую общественность. Однако исчерпывающих ответов не получила.
"Что такое индивидуальный проект?" - вопрос об одном из основополагающих понятий в системе новых образовательных стандартов. "Это реализация системно-деятельностного подхода" и далее в том же духе, вплоть до "разработаны соответствующие пособия". Кто-то имел неосторожность задать вопрос, с подробного рассмотрения которого началась конференция и который, похоже, стал камнем преткновения в спорах о стандарте - об обязательности изучения русского языка. Вопрос задали опоздавшие: они первых постулатов не слышали. И - выслушали гневную отповедь за невнимательность. Опять двойка?
Все как на неудачном уроке: учитель со своим доскональным знанием предмета у доски доказывает теории на основе других теорий, а "класс" со своими житейскими представлениями о том же предмете сгрудился на камчатке, и взаимные доводы мало убеждают оппонентов. Одна из учителей, выходя из аудитории после конференции, вздохнула:
- С начальной школой более-менее понятно. В среднем-то звене и у старших - что?
Вот тебе и двоечники. Они же - отличники. И стандарты вывозить им.
Понятно, как главным "отличником" оказалась областная образовательная система. По словам Александра Кондакова, область показала высокую степень готовности перехода на новые стандарты.