Датчанин Томас Витенберг - один из участников группы "Догма-95", провозгласившей главенство сюжета и техническую простоту съёмок как способ правдивого отражения реальности, и один из первых, кто отошёл от этих догм, когда в ней отпала творческая потребность. Сам выросший в коммуне, он не питает иллюзий относительно её бесперспективности, но не может удержаться от ностальгии по детству и юности, пусть даже проведённым вне настоящей семьи, среди "детей цветов". Отсюда и его обращение к шестидесятым-семидесятым, когда время хиппи отменило патриархальные ценности, но и само быстро сдало позиции.
По сюжету, семья телеведущей и профессора от скуки приглашает в свой дом, доставшийся по наследству, толпу знакомых на "пмж". Скука в самом деле уходит из обихода: вечеринки в складчину, всеобщее купание в реке голышом, коллективный присмотр за детьми. Зато очень скоро обнаруживается, что внутренней связки у этой толпы нет, и дальше дежурного вопроса о настроении никто никем не интересуется. Зато владелец дома заинтересовался студенткой. Ещё полная надежд на свои силы, его жена приглашает соперницу в коммуну и только тогда понимает, что с молодой красавицей ей не справиться.
Многие критики видят в "Коммуне" аллегорию сегодняшней Европы: объединившись без единства, страны так и не пришли к общности интересов, а незапланированные гости - мигранты ведут себя непредсказуемо. Может, выход - в укреплении собственной семьи, а не в расширении её за счёт посторонних? Во всяком случае, Витенберг поставил вопросы о смене ценностей со сменой поколений: юная дочь владельцев дома явно не ощущает комфорта в условиях затеянного родителями эксперимента и готова искать ему альтернативу.
Сюжет фильма режиссёр сначала опробовал на публике как театральную постановку. Хохот и слёзы зрителей подстегнули к его экранному продолжению и переосмыслению бытовой истории, за которой видится геополитическая. И уже если говорить о европейской реальности, то у Витенберга большие планы её отражения: от фильма про российскую подлодку "Курск" до кинодрамы об алкоголе как способе менять действительность хотя бы в собственных глазах.