Благотворительная тема дежурного телефона "ММ" вызвала одобрение и заинтересованность магнитогорцев. Многие готовы помогать или уже помогают "ближнему своему", но хотят, чтобы их деньги или вещи действительно принесли пользу, а не достались мошенникам.
Начнём с наболевшего - уличных сборщиков средств для различных благотворительных фондов, которые якобы помогают детям, живущим в далёких от нас городах. Некоторые из звонивших в редакцию говорили, что не могут пройти мимо. "Как не верить? Душа болит, вот и поможешь. А куда пойдут деньги, бог его знает", - простодушно призналась пенсионерка Людмила.
Магнитогорский волонтёр Римма Сафина пыталась найти у руководства одного из "фондов" ответы на два принципиальных вопроса. Есть ли документы, подтверждающие существование фонда? И как можно гарантировать, что из неопечатанных коробов "волонтёры" не заберут деньги себе? Ответ администратора обескуражил: "Вы вообще чего хотите? Помочь ребёнку? Вот и помогайте". Документы предоставлены не были, а в конце переписки администратор и вовсе прислал смайлик с высунутым языком. Выходит, показал язык всем доверчивым магнитогорцам, и бабушке Людмиле в том числе.
Кстати, на магнитогорских волонтёров позже вышел реально существующий благотворительный фонд с московской пропиской и предупредил: "В Магнитогорске ходят мошенники с нашими реквизитами и собирают деньги в бокс. Официально заявляем, что фонд "Жизнь как чудо" не собирает средства на улицах Магнитогорска!"
Наталья Шерстяных, которая работает в парикмахерской, предупреждает:
- Эти якобы волонтёры не только собирают деньги в людных местах, но и ходят по магазинам, салонам, организациям. Настойчиво, даже настырно предлагают оказать помощь больным детям. Удалось их выдворить, когда я пригрозила вызвать полицию. Не знаю, куда пойдут эти деньги, не хочу, чтобы ими пользовались жулики. В Магнитке есть детские дома, больницы, дом престарелых, хочешь помочь - позвони, спроси, в чём есть нужда. В торговых центрах установлены цивилизованные короба для сбора средств - деньги идут магнитогорским детям.
Действительно, магнитогорцы доверяют благотворительному фонду "Отзовись", который собирает средства в ящики с красным логотипом-медвежонком и фотографиями маленьких магнитогорцев с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями. "Помощь адресная и прозрачная, есть все необходимые документы, отчёты, контакты", - говорит наша землячка, член попечительского совета фонда Елена Островская.
Короба фонда "Отзовись" опечатаны, располагаются в торговых центрах, "стационарные" - их не таскают в руках по улицам. Словом, бросая деньги в ящик, "не промахнитесь".
Доверие горожан вызывает и сбор средств через СМС на лечение детей, сюжеты о которых показывают по федеральным каналам. По мнению Любови Степановой, это цивилизованная и удобная форма помощи. А вот переводить деньги на расчётные банковские счета занятие более хлопотное. Правда, помогать ей хотелось бы именно магнитогорским детям. Её предложение - если есть техническая возможность, организовывать "внутригородские" смс-сборы, а рекламу давать по местным телеканалам или в газетах.
Ещё одна популярная форма помощи - относить одежду и обувь в церковь. Многие магнитогорцы так и поступают, рассчитывая, что волонтёры сами распределят вещи по нуждающимся. "Если платья-кофты добротные, зачем выбрасывать?" - рассуждает Валентина Петрова. А ещё она подаёт нищим у церкви, но не деньгами, а сладостями, а то и картошки отсыплет. Кстати, на информационном стенде храмов есть список недорогих лекарств, продуктов, средств гигиены, которые постоянно требуются бездомным.
Читательница Ирина Долгих считает, что помогать профессиональным нищим, которые на подходах к кладбищу кричат: "Христос Воскрес! Дайте десять рублей!", не добавит тебе благости. Когда будет годовщина маме, собирается заказать поминки для бездомных, которые живут в комплексе социальной адаптации граждан, ведь в такой день принято угощать сирых и нищих.
- Попрошайничество на Руси было промыслом, на него выходили целые деревни, - рассуждает читатель Валентин Гараев. - Да и сейчас это хорошо организованный бизнес, который не облагается налогами, и есть те, кто его "крышует". Но я всё же подаю попрошайкам, не из-за отзывчивости или доверчивости, а из жалости: часть этих денег достанется им. А милосердие - это другое. Например, в Магнитке много садоводов, бывает излишек сельхозпродукции - можно поделиться, отвезти в детский дом или церковный приход, мы с женой так и делаем.
Надежда Черданцева помогает излишками бомжам - недалеко от её дома ларёк по приёму стеклотары, туда и несёт то варенье, то "лишний" холодец, то суп. "Знаю, что они сами виноваты, и квартиры пропили, и всё на свете, но ведь жалко". Говорит, принимают продукты с большой благодарностью. Пенсионерка Валентина тоже помогала одному безногому парню-бомжу продуктами, пока он куда-то не перебрался. А он всегда говорил ей: "Спасибо, мама".
А последняя наша история не связана с гуманитарной или материальной помощью. Ольга Макарова, жительница посёлка Жёлтинского, в январский мороз под 25 градусов увидела на остановке "Химчистка" лежащего в снегу мужчину. Подошла узнать, что случилось. Оказалось, лежит уже давно. Пьяный, ехал в маршрутке, не смог заплатить, шофёр выбросил его в снег и уехал.
- Понимаю, что у водителя своя правда, но в такой мороз можно было высадить его в людном месте, у магазина, у полиции, в конце концов, - говорит Ольга. - У него глаза закатывались не потому, что он такой пьяный, а потому что замерзал. Позвонила в скорую, они согласились приехать и велели мне ждать на месте. Дождалась, врачи спрашивают его: "Вы с нами поедете?" А он уже ничего сказать не может. Я говорю: "Конечно, поедет, ведь он тут замёрзнет". Да нет, ничего героического я не совершила, поступила как каждый нормальный человек. Просто хочется, чтобы люди берегли друг друга.