Этот предмет всегда считался основой для развития пространственного мышления у детей, а сегодня его отнесли к факультативным предметам. В результате лишь пятая часть абитуриентов готова к обучению в инженерных вузах.
А ведь в советские времена к черчению относились достойно. В довоенные и послевоенные годы его изучали в седьмых-девятых классах совокупно 180 часов. Позже сократили до 144, в 1977 году сократили до 105 часов, в восьмидесятые - до 68, в девяностые оставили лишь 34. С 2001 года практически во всех школах Магнитогорска и близлежащих сёл черчение не изучается - оно вычеркнуто из числа обязательных. А ведь именно этот предмет воспитал плеяду выдающихся конструкторов военной и космической техники.
В 2011 году, будучи президентом России, Дмитрий Медведев обратил внимание на то, что около 71 процента всех вакансий в России - это рабочие, в том числе лекальщики, фрезеровщики, токари. Для рабочих и инженерных специальностей необходима хорошая подготовка школьников в области изобразительного искусства, черчения, машинной графики, технологии, математики, составляющих современное графическое образование. Так почему же убрали из школьного компонента такие необходимые предметы, как черчение, уменьшили количество часов на предмет "Технология"?
- Уменьшение времени на школьные технические общенаучные дисциплины не может быть компенсировано интенсификацией преподавания, - считает преподаватель многопрофильного лицея при МГТУ Валентина Завьялова. - Активность учащихся, их интерес к обучению и усвоению полученных знаний в значительной степени зависит от разнообразия тех заданий, которые предлагают на уроках черчения, интегрированных с уроками технологии. У нас есть хороший опыт групповой формы обучения. Класс выступает в роли промышленного предприятия, которое состоит из следующих отделов: конструкторское бюро, цех изготовления деталей, сборочный цех, цех упаковки и отдел технического контроля. Ребята выбирают по желанию рабочее место. Урок проводится как деловая игра и начинается с "планёрки". Учитель знакомит с планом "рабочей смены" весь класс, выдавая пакеты с заданием и чертежами. Группа инженеров-конструкторов получает сборочные чертежи и должна выполнить деталирование. За их работой следят сотрудники отдела технического контроля, у которых под руками ГОСТы и другая справочная литература. Цех изготовления деталей получает рабочие чертежи, по которым из пластилина, картона или дерева учащиеся делают детали. В сборочном цехе на столе лежит набор деталей. Получив сборочные чертежи, ребята отбирают необходимые и собирают из них сборочные единицы. Замыкает работу предприятия цех упаковки. Получив пакет чертежей, учащиеся определяют габаритные размеры сборочной единицы. Результатом их работы будут упаковки, правильность которых проверят рабочие сборочного цеха, поместив в них свои изделия. Затем над упаковками поработают дизайнеры. Последний этап - взаимопроверка проделанной работы и оценка результатов.
Подобные уроки черчения и технологии помогают представить будущее место работы и правильно выбрать будущую профессию. Напомним, что в программе предмета "Технология" 9-го класса есть раздел "Профессиональное самоопределение".