Некоторые граждане скептически оценивают значимость проведения этой процедуры, поскольку поправки уже одобрены парламентами субъектов Федерации, Госдумой, а их соответствие Основному закону страны подтверждено Конституционным судом РФ. На основании комментариев юристов Российское агентство правовой и судебной информации объясняет правовой смысл голосования по поправкам.
Основной причиной недопонимания многими значимости результатов грядущего общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ является беспрецедентность этого события. Подобная процедура впервые проходит в нашей стране и регулируется отдельным, специально принятым нормативным актом, а вовсе не обычными законами о выборах.
Такая исключительность голосования и значимость поставленных на его повестку вопросов привели к необходимости реализовать масштабную процедуру правовой проверки всех пунктов вынесенного на общественное рассмотрение законопроекта и обеспечения его легитимности, что многие ошибочно приняли в силу внешнего сходства за процедуру принятия поправок до голосования.
Однако, как отметила глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова, гарантией того, что решение граждан будет окончательным и законопроект не подвергнется пересмотру, является как раз данная "процедура, прошедшая в соответствии с ныне действующей Конституцией".
"Президент чётко сказал, что закон вступит в силу только после того, как граждане поддержат эти поправки, - подчеркнул пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. - Это чёткое, не подразумевающее двусмысленности заявление президента".
В контексте обсуждения этой темы важно выделить два различающихся по смыслу, но одинаково важных акцента.
Во-первых, процедура легитимации поправок говорит о полной правовой обоснованности поставленных на голосование вопросов. Ведь общество не является законодательной властью, и мнение народа не может служить критерием соответствия документа всем правовым и юридическим нормам. Если бы голосование прошло раньше вынесения решения Конституционного суда и рассмотрения законопроекта в парламентах и Госдуме, то нельзя было исключить вариант, при котором граждане одобрили бы поправки, но они всё равно не вступили бы в силу, поскольку не были бы признаны как легитимные специалистами - судьями или депутатами.
Таким образом, легитимность подразумевает не решение вопроса по поправкам ещё до голосования, а правовые гарантии их принятия в случае одобрения большинством голосов граждан.
Легитимный означает "признаваемый законом, соответствующий закону".
Тот факт, что прошедшие перед голосованием процедуры придали поправкам легитимность, не уменьшает значимости воли народа, а наоборот, превращают общероссийское голосование в окончательный и неоспоримый вердикт по этому вопросу.
Во-вторых, как отмечала Памфилова, "политическая воля и желание" президента "услышать в данном случае не предусмотренное ныне действующей Конституцией мнение народа" вызывает большое уважение, поскольку это решение не нуждается в легитимации. Это значит, что законодательно поправки могли бы быть приняты и без общероссийского голосования, но президент изменил данную процедуру. Распространение на всех граждан законодательной функции по важнейшему для государства вопросу является одной из вершин демократических инициатив.
В этой связи общероссийское голосование по поправкам в Конституцию РФ приобретает особое значение не только в связи с исторической значимостью поставленных вопросов, но и в плане демонстрации обществом своей готовности поддержать президентскую инициативу по беспрецедентному расширению демократических процедур в стране. Если россияне проявят к голосованию серьёзный интерес, то высока вероятность того, что механизмы привлечения гражданского общества к непосредственному решению других вопросов региональной и государственной значимости продолжат расширяться.