У входа в кинотеатр "Художественный", где шел показ, стояла конная милиция, но зрители рвались внутрь, готовые даже стоя смотреть картину. С тех пор прошло почти пятьдесят лет. Удивительно, но за все это время фильм не получил ни одной награды, кроме непроходящей с годами зрительской любви. О том, как создавалась любимая комедия, рассказывает программа "Тайны нашего кино. "Женитьба Бальзаминова" в воскресенье, 24 мая, в 11.45, на канале ТВЦ.
В далеком 1936 году два восемнадцатилетних приятеля - будущий режиссер Константин Воинов и начинающий актер Георгий Вицин - мечтали о том, что когда-нибудь создадут совместный киношедевр. Такой шанс им представился, когда Воинова пригласили на "Мосфильм". Однако прошло целых десять лет, пока Константин Наумович приступил к съемкам фильма по давно готовому сценарию. Зато режиссер, который к тому времени уже снял такие популярные картины как "Трое вышли из леса" и "Солнце светит всем", точно знал, кого будет снимать в главной роли.
Несмотря на то, что главному герою Мише Бальзаминову по сценарию было двадцать пять лет, а актеру Георгию Вицину уже исполнилось сорок восемь, Воинов был уверен, что сниматься должен давний друг. "Я даже Сашку Калягина привела, который со мной учился на курсе, - рассказывает дочь режиссера, Елена Воинова. - Но он тогда очень обиделся, потому что с ним папа даже не поговорил. Только посмотрел на него и все…" Вицина же утвердили без проб. Как скинуть лишние двадцать три года, придумал сам Георгий Михайлович: он попросил сделать ему модные кудри, а морщинки скрыл за веснушками, которые каждое утро собственноручно рисовал.
Если Вицину пришлось в кадре молодиться, то 38-летней актрисе Людмиле Шагаловой - превратиться в 75-летнюю маменьку Бальзаминова. Ляля - так называли Шагалову коллеги и друзья - даже подумать не могла, что Воинов предложит ей сыграть старуху. Она высказывала претензии режиссеру: "Неужели я так плохо выгляжу?" Но на роль все же согласилась. А творить чудеса по состариванию артистки пришлось художнику по гриму Наталье Балдиной. На лицо Шагаловой она накладывала специальный клей, из которого и формировала морщины. На ежедневный грим уходило несколько часов, зато каков был эффект! Людмила на съемочной площадке подружилась с местной старушкой, которая даже не подозревала, что общается с молодой актрисой. Представляете, каково было удивление пожилой женщины, когда "подружка" явилась без грима?..
Несравненная Нонна Мордюкова сыграла вдову Белотелову и грим у нее был тоже впечатляющим. "Она мне звонила из гримерной "Мосфильма", - вспоминает сестра Нонны Викторовны, Наталья, - и говорила: "Ты знаешь Наташка, сделали такой грим… Сейчас нас будут фотографировать на пробу. Ты знаешь у меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло… Смотрю на себя в гримерной в зеркало: ну чем я не та купчиха?"
Съемки картины проходили в Суздале, в котором нашли и нужные дома, и дворы, и подходящие виды. Кстати, тот дом, в котором жил Миша Бальзаминов, сохранился до сих пор.
За кадром осталось очень много любопытных фактов, о которых зрители даже не догадывались. Зачем Наталья Крачковская в кадре оголила плечо? Как снимали знаменитую сцену с поцелуем Мордюковой и Вицина? Какие киноляпы можно заметить в картине? Что за отношения на самом деле связывали актрису Лидию Смирнову, сыгравшую сваху, и режиссера Константина Воинова? Об этом и многом другом расскажут автор фильма Юлия Микитенко и ведущий Иван Усачев в программе "Тайны нашего кино. "Женитьба Бальзаминова" в воскресенье, 24 мая, в 11. 45, на канале ТВЦ.