Психологи, педагоги и родители бьют тревогу - наблюдается настоящая эпидемия детских уходов из жизни, при этом весомых причин для этого, как и стопроцентной профилактики, пока не найдено.
Законодатели планируют ужесточить наказание для создателей так называемых групп смерти. Создание и ведение сообществ в социальных сетях, пропагандирующих способы ухода из жизни, может быть наказано тюремным заключением вплоть до восьми лет лишения свободы. Данный законопроект получил одобрение председателя профильного комитета Думы по законодательству Павла Крашенинникова, который считает, что подобное ужесточение способно снизить количество желающих агитировать детей в игры типа "Синий кит". Недавно промелькнуло сообщение о возможности запрета публикаций в СМИ, сообщающих о фактах суицида детей.
Как раз в те дни, когда в Думе обсуждали эту инициативу, в Магнитогорске на базе "Уральских зорей" состоялся межрегиональный фестиваль психологов и психотерапевтов. Собравшиеся на форуме психотерапевты и психологи из разных регионов страны, практикующие в учебных и образовательных, коммерческих заведениях, учёные и исследователи представляли свои уникальные разработки в сфере коррекции нарушений поведения, расстройств психического здоровья и психологического благополучия.
По мнению специалистов, сегодня в ряде случаев профилактика суицида становится настолько агрессивной, что вызывает обратный эффект. Ребёнок, который никогда и не помышлял о суицидальном поступке, получает слишком много информации на эту тему и может поместить пагубную идею в своё сознание. По мнению заведующего кафедрой психологии, психотерапии и наркологии Новокузнецкого университета усовершенствования врачей Министерства здравоохранения РФ Павла Москвитина, ужесточение наказания для создателей групп смерти и бесконечное обсуждение темы в СМИ, на уроках психологии в ключе "это ужасно и недопустимо" результата не даст. Проблема в стрессогенном образе жизни современного подростка. В школе он сталкивается с бесконечным запугиванием, гласящим: плохо учишься - пропала вся твоя жизнь. Стандартом успешности выдвигается лишь качественная учёба. В создании такого подхода немалую роль играет система стимулирования и наказывания педагогов за успешность и неудачи детей. Мудрости и желания сохранить детскую психику, не перегружать её заданиями хватает у немногих. Амбиции педагогов зачастую побеждают здравый смысл. Не отстают в этой безумной "гонке за успехом" и родители.
Москвитин считает, что в арсенале современной психологии и психотерапии есть все возможности для формирования психологической устойчивости, способности подростка противостоять жизненным вызовам, умению принимать и понимать себя, искать своё место в жизни вне стандарта "только пятёрки". Так, на базе кафедры, возглавляемой специалистом, разработана и апробирована система тренингов для учеников 8, 9 и 10 классов. Ежегодные 20 занятий сотворили чудеса. В Междуреченске статистически и клинически зафиксировано снижение роста детских неврозов, наркомании и алкоголизации, отмечена динамика снижения суицидального поведения. Стоимость программы невелика. Аналогичный проект действует и в южноуральской Сатке. Почему же и мы не делаем этого? - вопрос не к психологам, но к чиновникам от образования по финансированию таких безусловно полезных проектов.
Пока государство не проявляет готовности ввести психогигиену в стандарт работы образовательного учреждения, о здоровье своего ребёнка приходится думать родителям. Как это сделать и предотвратить трагедию, размышляет психолог центра "Остров счастья" Ольга Силина, прошедшая в том числе и специальную подготовку по профилактике суицида в семье.
- Важнее всего для ребёнка состояние эмоционального комфорта в доме, атмосфера любви и принятия. Но, к большому сожалению, - считает Ольга Михайловна, - иные родители предпочитают отдать ребёнка в детский клуб, в так называемую "развивашку", где с детьми занимаются. А ребёнка надо слышать и слушать, знать его индивидуальные переживания. Для кого-то стрессом может быть банальный конфликт, а кто-то больнее всего среагирует на отвергнутую первую влюблённость. Возводимые сегодня в культ знания не создают эмоционального благополучия.
Также специалист отметила, что необходимо сохранить разумную грань между профилактикой суицида и излишним привлечением внимания к данной теме, чтобы профилактику не превратить в пропаганду.
Как же поступить родителям, которые видят, что их ребёнок вернулся из школы, потрясённый сообщением о суициде одноклассника? Необходимо оценить, какое впечатление на ребёнка произвело это событие. Для этого надо не просто спросить и услышать дежурное "нормально". Родитель, хорошо знающий своего ребёнка, может уловить, способно ли происшествие вызвать подражание. Или это просто детский шок от первого столкновения со смертью. В случае проблемного реагирования надо обращаться к специалистам. Ольга Силина рекомендует говорить с ребёнком на тему "Жизнь после смерти". Вернее, нужно вложить в детское сознание понимание того, что дальше не будет ничего. В подростковом возрасте почти никто не осознаёт конечность жизни. Для детей это словно бы этап, игра, с возможностью перехода на новый уровень. В арсенале психологов есть техника "Мы у гроба", которая показывает, как будут чувствовать себя родители после ухода ребёнка. Это может остановить подростка, который разочарован в мире, но ценит свою семью.
Немедленно и экстренно необходимо обращаться к специалистам в случае сигналов реально готовящегося суицида. Они таковы: ребёнок меняет свой привычный стиль поведения, он изолируется либо, наоборот, эйфористично оживлён и общителен. Тревожные признаки - это так называемое оставление наказов. Когда мальчик или девочка что-то наказывают друзьям, подругам, родственникам, словно оставляя посмертные распоряжения. Должны насторожить и техника написания писем, дневниковые записи с размышлениями о смерти, жизни, бессмысленности существования. Раздача вещей, наведение порядка - тревожный признак для девочек. Увлечение суперэкстремальными видами спорта, рисковое поведение - для юноши. Только внимательные и любящие родители сегодня становятся реальной профилактикой суицида. По крайней мере, до того, как государство введёт адекватные методы воздействия и обращения с детьми в педагогике, образовании и социуме, избавив его от налёта жестокости, бесперспективности и агрессивности в борьбе за выживание.