Так и есть: иранец Джафар Панахи снял своё "Такси" (12+), не привлекая труппу, потому что у кинематографа его страны есть большая проблема - политическое давление. Из-за него в 2010 году режиссёр получил двадцатилетний запрет на съёмки, что не помешало ему с тех пор снять уже третий фильм. Два первых - "Это не фильм" и "Закрытый занавес" - носят столь красноречивые названия, что сразу можно было не сомневаться: "Такси" станет таким же протестным. Мимо всех этих фактов никак не мог пройти киноклуб P. S.: в следующую среду "постскриптеры" соберутся на просмотр и обсуждение картины на площадке кинотеатра с джазовой душой.
Чтобы Панахи не пренебрёг запретом на съёмки фильмов, власти конфисковали у него профессиональное оборудование, а чтобы лишить поддержки из-за рубежа, изъяли загранпаспорт. Панахи нашёл выход, снимая "Такси" на видерегистратор в салоне и телефон, а профессиональных актёров заменили жители Тегерана, которых он возил бесплатно. Диалоги, смена ракурсов и движение за окнами позволили избежать ощущения замкнутости пространства. Люди раскрываются в разговоре, и хотя многие узнают именитого режиссёра, Панахи сознательно отводит себе роль второго плана. Женщина-оппозиционер, сёстры с аквариумной рыбкой, уголовник, рассуждающий о преступлении и наказании, учительница с гуманным взглядом на мир, маленькая племянница режиссёра со своими подростковыми проблемами - каждый пассажир на несколько минут открывается зрителю с собственными представлениями о жизни.
В коротких эпизодах, где одни персонажи сменяются другими, повседневная действительность рядовых иранцев предстаёт в истинном свете, без излишнего надрыва, но и без приукрашиваний. Мы слышим о публичных казнях, видим, как ведут себя супруги, пострадавшие в аварии, пытаемся понять позицию торговца дисками, использующего возможность за счёт Панахи увеличить продажи, видим необустроенные дороги, сочувствуем жертве мошенников, не решающемуся обратиться за помощью в полицию из-за несоразмерно жестокого наказания для них - смерти. Фильм становится раздумьем о социальных проблемах, прошлом, настоящем и будущем Ирана. Быть может, так и надо снимать кино: если есть что сказать, найдётся и средство выражения.



