В академическом лицее состоялся традиционный конкурс эссе для учеников девятых-одиннадцатых классов школ, лицеев и гимназий города. Он прошёл под знаком Года литературы и собрал множество эссеистов.
Организаторы - кафедра русского языка и литературы, лаборатория научных исследований в области коммуникаций академического лицея при поддержке управления образования города. Интерес к конкурсу неуклонно растёт: в 2012 году - 46 конкурсантов, в 2013 - 69, в нынешнем году - около ста заявок из 33 образовательных учреждений.
- Темы, вечные и актуальные одновременно, вызвали живейший интерес: многие ребята потом долго рефлексировали, - рассказывает заместитель директора академического лицея, учитель русского языка Татьяна Фонарёва. - Конкурс эссе - творческий, здесь никогда не будут отмечены тексты, носящие отпечаток формальности, схематизма мышления, похожие на обязательные "ЕГЭшные". Эссе - это полная свобода: композиции, ассоциаций, воображения; в нём слиты воедино творчество и свобода мышления.
Кстати, отличается эссе и от сочинения-рассуждения, введённого недавно для выпускников школ. Рассуждение - попытка исследователя доказать свою точку зрения - сдержанно, серьёзно, обоснованно, нормированно, объективно. А стиль не допускает "украшательств" в виде метафор, гипербол, аллегорий, которые так красят эссеистику.
Году литературы были посвящены четыре из шести выбранных достаточно сложных тем. Ребятам предложили поразмышлять над фразами Андре Моруа, Эрнеста Хемингуэя. Жана-Поля Сартра, Томаса Куинси. Также были предложены высказывания Бернарда Шоу и юбиляра нынешнего года Бориса Пастернака. Тезис из "Доктора Живаго": "Мы рождаемся жить, а не готовиться к жизни" - оказался самым популярным: его выбрал каждый четвёртый.
"Прав был Лев Толстой: люди должны считать священным не то, что они создали сами, а всё то, что окружает их: весенний день, солнце, природу, - пишет девятиклассница школы № 18 Анастасия Соченко. - Лишь только это по-настоящему истинно, ведёт к любви и счастью. А значит, уже с самого рождения мы должны жить, а не готовиться к жизни".
"Хорошо, когда в комнате есть окно, - рассуждает одиннадцатиклассница школы № 8 Анастасия Бочкарёва. - Большое, почти во всю стену. Можно смотреть по утрам на солнце. Солнцу окна будет мало, ему бы везде заглянуть. А нам, чтобы смотреть на солнце, окна вполне достаточно. В жизни ведь как бывает? Гонишься за чем-то большим, мечтаешь о высоком. Но ведь для счастья надо мало… Солнце по утрам и звёзды ближе к вечеру. Глупо? Может быть. Но ведь именно из таких мелочей состоит жизнь. Лёгкое дуновение ветерка. Запах весны в последний зимний день. Тепло маминых рук. Чувствуете? Это делает нас живыми…"
В стране объявлен Год литературы, а в школу вернулось обязательное выпускное сочинение. Будет ли это знаком того, что в обществе выходит на передний план гуманитарная культура, а государство искренне заинтересовано в ней? Пока это вопрос, а не ответ. Чтобы культура воспрянула, чтобы обрела большую значимость, как мечтал академик Дмитрий Лихачёв, следует сместить акценты на ценностные ориентиры. Именно их развитию, а также умению их провозглашать и формулировать и служит городской конкурс эссе.
Лучшие эссеисты-2015
9 класс: Анастасия Соченко, гимназия № 18, учитель Наталья Овчинникова; Вероника Третьякова, школа № 14, учитель Екатерина Ишимова; Мария Гаранина, академический лицей, учитель Ольга Соловьёва.
10 класс: Анастасия Мехонцева, МЛ № 1, учитель Ирина Миляева; Алина Пестрякова, школа № 54, учитель Тамара Харитонова; Дарья Макарова, школа № 7, учитель Светлана Пузанкова.
11 класс: Елизавета Негреева, академический лицей, учитель Татьяна Фонарёва; Анастасия Бочкарёва, школа № 8, учитель Наталья Тетерина; Михаил Михляев, школа № 55, учитель Надежда Бабакина.