"Человек - швейцарский нож" (18+) - история взаимодействия двух персонажей, оказавшихся вдали от цивилизации, из которых один мёртв, а другой не смеет жить полнокровно, задавленный собственными комплексами и памятью о пережитых унижениях. Живой - его сыграл Пол Дано - придаёт подвижность мёртвому - Дэниэл Рэдклифф - за счёт системы подпорок и растяжек, чтобы можно было им двигать, как марионеткой. Словно швейцарский нож с тысячей и одним инструментом, новый друг становится собеседником, компасом, транспортом, оружием и разнообразными орудиями. Но через время живой понимает, что делает из невольного товарища такое же подчинённое, забитое существо, каким до недавнего времени был сам, и что его собственное бытие прежде было жизнью с подпорками. Сумеет ли он вернуть к нормальному существованию себя самого?
Следует особо внимательно отнестись к отметке о предельном для кино возрастном ограничении. Предупреждён -
значит вооружён: в картине много отвратительного, но когда проходит первый шок от мерзости физиологической, приходит время задуматься о низости душевной. Если повезёт найти в фильме примеры высоких душевных порывов - то и о них. Обо всём этом будут размышлять и, несомненно, спорить - таков характер фильма "Человек - швейцарский нож" - в киноклубе P. S. в следующую среду после вечернего сеанса в кинотеатре с джазовой душой.
Национальный кинофестиваль независимого кино США "Сандеэнс" дал фильму первый приз за режиссуру, а выручка от мирового проката уже перекрыла трёхмиллионные затраты. Дело не только в медийных актёрских лицах, но и в выверенных диалогах, удачных вокальных экспериментах - оба героя поют, ярких картинах природы, соответствующих настроению героя, оточенном чёрном юморе и неизбежном сопереживании, которое вызывают попытки живого героя спастись, - конечно, у тех, кто сумел пережить первый шок от увиденного. В конце концов, нас всех мучает одно и то же: одиночество или страх перед ним - они живее всех живых.