Творческие состязания для мальчишек и девчонок несколько лет назад решил проводить Совет ветеранов Ленинского района. Осознавали, что понятие "патриотическое воспитание" нельзя ограничивать рамками редких встреч поколений, праздниками по поводу. Уважение к людям старшего поколения, а главное - к истории, к которой они имеют непосредственное отношение, нельзя воспитать нотациями да нраво-учениями.
- А что может вывести за рамки привычного? Новый взгляд, неординарный подход, который подростки вполне способны проявить, - считает активист ветеранского движения Тамара Енютина. - Просто не нужно их ограничивать в направлении исследования.
Тематика работ в разные годы менялась. Но всегда была посвящена какому-то празднику, важной дате. В 2020 году, естественно, детям предложили написать сочинение о войне. Только вот многие работы сочинением-то и не назовёшь. Это настоящие глубокие исследовательские работы.
Сегодня те, у кого в семье есть школьники, в курсе, что с первого класса ребята занимаются проектной деятельностью. Наверное, потому многие конкурсанты вышли за рамки обычного сочинения, украсив свой труд интересными фактами, выбрав совершенно неожиданную тему. Этому способствует атмосфера, которую умеют создавать в школьных коллективах, считают в совете ветеранов.
- В школах встречаются такие "изюминки", которые дети и педагоги придумали и ценят, - рассказала Тамара Ивановна. - В лицее, например, есть парта героя. Узнавая, кто сидел за этой партой, что сделал в своей жизни этот человек, о его активной жизненной позиции и любви к родине, дети решили, что занимать это место имеет право самый достойный.
В письменные работы, представленные на конкурс, мальчишки и девчонки вкладывают не только труд, но и душу. И хотя изначально детям предлагалось написать сочинение, жанровые границы позволили расширить. Как руководство к действию приняли решение участвовать в конкурсе вместе с воспитанниками не только учителя-литераторы, но и преподаватели физкультуры, иностранного языка, биологии.
Чего ждут обычно от работ на тему войны? Проникновенных рассказов о прадедах, вкладе родного города в общее дело, своего взгляда на важные, рубежные события Великой Отечественной. Такие работы всегда выигрышны, они трогают душу. Но современные дети находят такие факты и истории, о каких их мамы, папы, бабушки и дедушки порой и не задумывались. И даже если родители помогают своим чадам осуществить проект, это не умаляет значения работы, напротив, придаёт ей вес.
Сейчас конкурсные работы изучают члены жюри, выделяя лучшие. И мы решили познакомить читателей "ММ" с ними. Уверена, вам будет интересно, как видят тему войны наши дети. Поскольку проекты, в основном, большие по объёму, будем печатать выдержки, показывая, какие иллюстрации используют ребята. Планируем серию публикаций, ведь достойных материалов много. И сегодня - несколько работ учеников школы № 56.
Исследовательская работа Елизаветы Томошевой (руководитель учитель биологии Елена Цапова) - на медицинскую тематику. Сколько жизней удалось спасти во время войны не только благодаря профессионализму медиков, но и… пенициллину, первому в истории антибиотику, создателям которого в 1945 году была вручена Нобелевская премия. В СССР первые образцы антибиотика получили в 1942 году. Во второй половине войны его уже выпускали на предприятиях химико-фармацевтической промышленности и активно использовали в лечении раненых.
"В военное время была не просто нехватка медикаментов, но и отсутствие элементарных санитарных условий для оказания помощи раненым, из-за чего многие солдаты умирали не от ран, а от заражения крови. Пенициллин вылечил даже тех, кого считали безнадёжным. По данным историков и военно-медицинских экспертов, смертность с началом широкого применения антибиотиков в Советской Армии снизилась на 80 процентов. Но на этом заслуги вещества не кончаются. После его внедрения врачам удалось снизить количество ампутаций на 20-30 процентов. Это позволило многим солдатам избавиться от инвалидности и вернуться в строй. В разгар второй мировой войны в США производство пенициллина уже было поставлено на конвейер, что спасло от гангрены и ампутации конечностей десятки тысяч американских и союзнических солдат. Со временем метод производства антибиотика был усовершенствован, и с 1952 года сравнительно дешёвый пенициллин стали применять практически в мировых масштабах".
Брат Лизы - Леонид Томошев под руководством учителя английского языка Елены Серовой исследовал язык плакатов военного времени, которые играли большую агитационную роль. "В самых ярких и наглядных образах они показывали весь ужас войны и бесчеловечность фашизма, который решил покорить мир. Плакаты во время войны были одним из массовых побуждающих средств агитации, наравне с газетами и радио. Многие стали такими известными, что используются даже сегодня и считаются настоящими шедеврами искусства плакатного дела.
При всём многообразии плакатов их можно разделить на две группы по типу целевой аудитории - "фронт" и "тыл".
Каждая группа имеет особенные методы воздействия на людей, побуждающие их к совершению действия или воздержанию от него, свои образы, язык…
Как правило, плакаты изготавливали воюющие страны для внутреннего пользования. Вместе с тем были и исключения. Германия напечатала несколько десятков видов плакатов для иностранных формирований СС".
Леонид рассказывает, что возникшие первоначально во Франции и Германии, плакаты использовались в рекламных целях. В период баталий они стали частью информационно-психологической войны как визуальная пропаганда.
Работа Егора Крамзина (руководитель Антон Безмельницын) - это глубокое осмысление роли советских спортсменов в годы войны. У всех на слуху подвиг футболистов сборной команды Киева "Старт", игравших под дулами фашистских автоматов с немецким "Флакельф". Но кроме "матча смерти" Егор рассказывает о других спортсменах-героях.
"За годы войны только четыре женщины были удостоены звания полного кавалера ордена Славы. Среди них снайпер Нина Петрова. Работала инструктором физкультуры и стрелкового спорта в обществе "Спартак" в Ленинграде. Одной из первой в городе заслужила значок ГТО первой ступени. Главным видом спорта для неё была пулевая стрельба, которая помогла стать талантливым снайпером, уничтожившим 23 солдата противника. Шальная пуля сразила отважную женщину 1 мая 1945 года".
Рассказывает Егор Крамзин о боксёре Николае Королёве, бившем врага в мотострелковом подразделении, о пловце Леониде Мешкове, разведчике, о борце Григории Малинко, служившем в артиллерии, о гимнасте Викторе Чукарине, прошедшем семнадцать концлагерей и уже в мирное время ставшем семикратным олимпийским чемпионом. Их старты и достижения были до войны, во время неё и после Победы. Именно на таких героев наверняка и равняется Егор, много лет занимающийся хоккеем в школе клуба "Металлург".
Спортивной теме посвящена и работа Алексея Лавринайтиса (руководитель Николай Иванов), но посвящена она не конкретным спортсменам, а нормам ГТО в годы войны. Алексей сравнил нормы комплекса того времени и сейчас в возрастной группе 10-13 лет.
"В современных нормах ГТО видим, что бег на 60 метров на золотой значок - 9,5 секунды, а два километра на лыжах нужно преодолеть за 12 минут 30 секунд. В старых нормах эти показатели, соответственно, 9,2 и 13 минут. Видно, что разница есть. Некоторые задания сегодня нужно делать быстрее, а некоторые можно медленнее. Если сравнить прыжки в длину с разбега, то на золоттой значок сейчас необходимо прыгнуть 3 метра 35 сантиметров, а во времена Великой Отечественной войны - 3 метра 80 сантиметров, что удивительно.
А как вам работа Максима Григоренко (руководитель Татьяна Бизина) о роли математики и математиков в годы войны? Именно представители точной науки позволили авиации создать конструкции скоростных самолётов, изменить аэродинамические характеристики крыла, открыть специализированные сорта стали, выплавлять бронированную. И, конечно, огромную роль сыграли учёные Магнитки.
"К 1941 году штат кафедры математики МГМИ состоял из четырёх человек. В годы войны кафедрой заведовали эвакуированные из Днепропетровска преподаватели. За годы войны выпущено 349 дипломированных специалистов, выполнено 226 научно-исследовательских работ".
И всё-таки творческий конкурс не может обойтись без лирики. О лицах войны в художественных произведениях авторов Южного Урала рассказал Арсений Котов (руководитель Юлия Винокурова). Как видели уральские поэты войну, в каких условиях и местах создавались произведения. Работа и биографичная, рассказывает о Борисе Ручьёве, Марке Гроссмане, и яркая, поскольку автор сделал небольшой словарик эпитетов, которые использовали поэты.
Признаётся Арсений, что, готовя материал, сделал для себя важное открытие. И Ручьёв, находившийся в дни важных для Родины битв в заключении на Колыме, и Гроссман исколесивший поля сражений и дошедший до Берлина военным корреспондентом, выражают общее отношение народа к войне: беспощадной, смертоносной, бессердечной и страшной, которая рушит судьбы и меняет историю.