В конце января на рассмотрение в Госдуму поступил проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс. Документ предполагает изменение порядка оформления явки с повинной. Депутаты ратуют за то, чтобы заявление было оформлено только в присутствии адвоката.
Если же по каким-то причинам пригласить защитника не получается, то явку можно оформить, сделав видеозапись признания. В случае нарушения этих требований, протокол, фиксирующий явку с повинной, следует признать недопустимым доказательством при рассмотрении уголовного дела.
Основанием для появления законопроекта стала ситуация, когда, по мнению депутатов, правоохранители "с целью скорейшего раскрытия преступления" вводят людей в заблуждение, обещая "скостить" срок, если гражданин добровольно признается в злодеянии. "При этом невозможно осуществить контроль за действиями сотрудников правоохранительных органов и обеспечить соблюдение конституционных прав граждан", - подчёркивают авторы документа. Участие же адвоката в деле уже на начальной стадии следствия поможет исключить такие ситуации.
Явка с повинной - это добровольное сообщение лица о совершённом им или с его участием преступлении, сделанное в письменном или устном виде. УПК указывает, в каком случае признавать протокол явки с повинной: только в тех ситуациях, когда человек добровольно сообщил о преступлении. Если гражданина задержали по подозрению в преступлении, о котором ранее сообщили свидетели или потерпевшие, и "доброволец" был осведомлён об этом, то заявление не может расцениваться как явка с повинной. Запоздалое признание суд зачтёт как свидетельство изобличения подельников.
На практике у добровольного признания есть две стороны медали. Явку просто выбивают, когда у следствия недостаточно фактов, чтобы предъявить обвинение. И тому немало примеров. Уголовное дело по обвинению в принуждении к даче показаний и фальсификации доказательств в начале нулевых рассматривалось в постоянной сессии Челябинского областного суда. Обвиняемые - восемь сотрудников милиции одного из районов, расположенных в юго-восточной части региона. Вместо того чтобы искать виновных в краже скота и добывать доказательства, милиционеры заявлялись домой к честным людям, требовали написать явку с повинной, признаться в краже. К несговорчивым применяли пытки, используя противогаз. Порой избивали так, что люди становились инвалидами.
Есть и другой случай явки с повинной: доказательств вины достаточно и без признательных показаний, но в уголовном деле есть добровольное признание. Защитник просит учесть явку как обстоятельство, смягчающее наказание. Прокурор, возражая, указывает, что явку человек написал после задержания по подозрению в совершении преступления и предъявления доказательств вины. В таком случае суд не учитывает добровольное признание.
Во время процессов подсудимые нередко обвиняют правоохранителей в силовых методах добывания доказательств.
Но если дело обстоит именно так, то у гражданина есть возможность ходатайствовать об исключении явки с повинной из доказательств по делу. В ходатайстве невиновный должен описать угрозы, физическое воздействие, указать, что обвинение строится лишь на его явке с повинной. Однако предложение прокурора официально отменить явку подсудимые, как правило, не принимают. Причина - снижение сроков наказания. При наличии явки он не может превышать двух третей от максимального размера наказания. Необходимое условие - отсутствие отягчающих обстоятельств.
К слову сказать, есть и иной случай явки с повинной. Документ был оформлен в присутствии адвоката, но на заключительном этапе следствия и во время судебного процесса человек отказался от своих слов. Дело рассматривал Орджоникидзевский районный суд в начале нулевых. Пятидесятилетний бездомный по фамилии Касьян, обитающий на левобережном кладбище, настоял на приезде оперативной группы, указал на труп и признался в преступлении. Предъявил орудие убийства, обосновал мотив - Касьян расправился с бомжом, который якобы собирал поминальные сладости на его территории. В кабинете следователя Касьян написал явку с повинной. Но затем стал обвинять оперативных сотрудников в "выбивании" показаний. Когда обвинение не подтвердилось, признался, что оговорил себя, чтобы в камере СИЗО спастись от лютой стужи. Бездомный не предполагал, что УК не делает скидок на асоциальный образ жизни жертвы. Узнав, что ему грозит не менее десяти лет лишения свободы, Касьян "пошёл в отказ". При вынесении срока наказания суд учёл оформленную по всем правилам явку с повинной, приговорив его к десяти годам лишения свободы.
Чтобы исключить как необоснованное обвинение правоохранителей, так и факты силовых методов воздействия по отношению к подозреваемым, необходимо узаконить участие защитника во время процедуры добровольного признания вины. Об этом и радеют депутаты, но с оговоркой: если не удалось найти адвоката, можно сделать видеозапись признания. С такой позицией не согласились представители Федеральной палаты адвокатов России, считая, что эту оговорку следует исключить.
По мнению экспертов, видеозапись не гарантирует, что явка была добровольной. Мол, никто не помешает правоохранителям надавить на человека, а потом нажать кнопку видеозаписи.
Предлагаемые нормы призваны, с одной стороны, защитить задержанных по подозрению в преступлении: бессмысленно будет, образно говоря, выкручивать руки, требуя подписаться под явкой, поскольку без подписи адвоката её оспорит суд. С другой стороны, защитник не позволит правоохранителям вести себя вне рамок закона. Если же гражданин искренне хочет признаться, адвокат поможет грамотно оформить документ. Что же касается наличия представителей адвокатского корпуса, то в Магнитогорске их более чем достаточно. Нет своего - не проблема, защитник будет предоставлен государством.