В настоящее время в Ленинском районном суде проходит процесс над Александром Лохтачёвым. 17 лет назад он с подельником был приговорён к пожизненному сроку лишения свободы за изнасилование и убийство восьми женщин.
Отбывая наказание в колонии особого режима, маньяк признался ещё в двух убийствах. Отец и сын стали невольными свидетелями расправы над одной из жертв. Опасаясь, что они могут выдать, Лохтачёв, которому был известен адрес проживания свидетелей, расстрелял их из охотничьего ружья. Я, как журналист криминального жанра, подробно освещала чудовищные преступления двух маньяков. Редакция публикует выдержки из расследовательской статьи 2004 года.
Обгорелая туфелька
В полдень бригадир заглушил двигатель комбайна. Обедали на рабочем месте. Брезент расстелили в тенёчке, рядом с лесопосадкой. На запах еды из кустов выскочил Трезор, дворовая собака бригадира. Пёс сжимал в пасти кость. Мужики, присмотревшись к собачьей добыче, побросали чашки. Кость была человечья. Не сговариваясь, направились в кусты. В зарослях заметили невысокий холмик. Под листьями угадывались останки. Лица не разобрать – обуглено. Только обгоревшая туфелька указывала, что мученическую смерть приняла женщина.
В милицейском протоколе зафиксировали, что труп неизвестной обнаружен 25 сентября 2003 года недалеко от посёлка Кирса Агаповского района. Экспертиза не смогла установить причину смерти: от человека остался один скелет.
В октябре 2003 года в Маршалитовом карьере, недалеко от цементного завода, обнаружили ещё один обгоревший труп. В заключении экспертов значилось, что перед смертью девушку избили. Вскоре личность неизвестной установили. Полина пропала месяц назад.
24 января 2004 года на 22 разъезде, на берегу озера Песчаное, нашли тело неизвестной женщины. Шею стягивала петля из электрического провода. Родственники погибшей опознали Марию, которая пропала в Рождество – 7 января 2004 года.
Поначалу три преступления расследовали отдельно. Тела обнаружили в разных местах, убийства были совершены разными способами. Версию, что к преступлению может быть причастен один человек, опровергал и временной фактор: полугодовой интервал преступлений.
В середине февраля 2004 года подозреваемых всё же установили и задержали. Обвинение предъявили жителям посёлка Цементный: 22-летнему Павлу Сафонову и 23-летнему Александру Лохтачёву. Следствие, которым занималась областная прокуратура, длилось более полугода. Итоги стали сенсацией. За восемь месяцев нелюди убили восемь женщин. Когда факты предали гласности, милицию обвинили в замалчивании серийных убийств. Однако размах чудовищных преступлений вскрылся лишь во время следствия. Маньяки показали места, где были сокрыты ещё пять трупов.
Поездки со смертельным исходом
Жертв преступники искали на городских улицах. Дверцу иномарки распахивали перед многими хорошенькими девушками, но лишь восемь из них не проявили благоразумия. Первой жертвой стала Вероника. Ко времени окончания следствия об этой девушке ничего не было известно, кроме имени, которое назвали убийцы. 11 июня 2003 года она села в «фольксваген», за рулём которого был Александр Лохтачёв. Он трудился водителем в одной из частных фирм, и после смены служебный автомобиль был в его распоряжении.
Весёлая компания выехала за город. Остановились в безлюдном месте, недалеко от посёлка Кирса. За экскурсию парни без обиняков предъявили Веронике счёт – «расплатиться натурой». Девушка возмутилась, её скрутили, изнасиловали. Несчастная вырвалась из салона, бросилась к дороге, но Лохтачёв догнал, захлестнул на шее электрический провод, и подельники с силой стянули петлю. Убедившись, что девушка мертва, оттащили труп в лесопосадку, облили бензином и подожгли. Через полтора месяца механизаторы обнаружили обугленные останки.
Во время следствия Павел Сафонов оправдывался: Вероника грозилась пойти в милицию. «Испугались, что можем оказаться в тюрьме, и Лохтачёв предложил убить. Я согласился».
Новые жертвы
В середине сентября в салон иномарки села Полина. Она, хоть и шапочно, но всё же была знакома с Лохтачёвым. Машину остановили у карьера, что недалеко от цемзавода. Девушку изнасиловали и, чтобы спрятать концы в воду, решили убить. Набросились, стали душить. Ни провода, ни шнурка под рукой не оказалось. Полина, по словам родственников, была крупной, сильной девушкой, которая к тому же занималась в секции восточных единоборств. Встретив отпор, подонки совсем озверели. Видя, что в «честном» бою им девушку не одолеть, Сафонов вытащил из багажника штыковую лопату и со всего маху ударил Полину по голове. Девушка рухнула на землю, и Сафонов добил жертву. Тело облили бензином, чиркнули спичкой. Сафонов обшарил рюкзачок Полины, прикарманил плеер покойной.
Накануне ноябрьских праздников 2003 года «фольксваген» колесил по городу в поиске новых жертв. На улице Завенягина парни заметили двух «голосующих» девушек. Одну отвезли домой, а вторая, Ольга, на свою беду согласилась прокатиться на иномарке. Её привезли на озеро Песчаное. Несчастная не избежала трагической участи. Труп утопили в лунке, которую выдолбили во льду озера. Тело обнаружили спустя полгода: оно зацепилось за опору заброшенного моста. Мать опознала дочь по татуировке на плече.
После убийства Ольги не прошло и месяца, как насильники вновь вышли на охоту. В начале декабря 2003 года подсадили в салон ещё одну беспечную женщину. Приехали на то же место, где полгода назад убили Веронику. Невзирая на протесты девушки ублажили плоть и задушили несчастную.
На следствии Сафонов признался, что после того, как женщина перестала подавать признаки жизни, он топориком размозжил ей голову. Однако эксперты установили, что смерть неизвестной наступила в результате открытой черепно-мозговой травмы. Завершился кровавый сценарий ярким пламенем, ставшим для убийц ритуальным. На момент окончания следствия личность этой женщины не удалось установить. Даже имени не осталось. Эксперты указали приблизительный возраст неизвестной: 35–40 лет.
Пятую жертву озверевшие, обнаглевшие от безнаказанности убийцы насиловали и душили в гараже Лохтачёва. Тело затолкали в багажник автомобиля, отвезли на берег озера Песчаное, бросили между проходящими вдоль дороги трубами и подожгли. Останки были обнаружены после признания душегубов.
Канун Рождества 2004 года маньяки отметили очередным насилием. Место действия всё то же: озеро Песчаное. Орудие убийства – удавка. Когда пламя охватило тело, ночной воздух содрогнулся от дикого крика. Впоследствии экспертиза установила, что «обширные термические ожоги тела имели прижизненный характер»: жертву сожгли заживо.
Пятнадцатого января, заманив в машину очередную девушку, серийные убийцы расправились с ней «не по сценарию». Тело было нетронуто огнем: бензина под рукой не оказалось. Последнюю жертву сожгли недалеко от того же посёлка Кирса. Странное место для сокрытия трупов выбрал Лохтачёв – он родился в этом посёлке.
Кровавые забавы
Маньяков задержали 11 февраля 2004 года. За решеткой нелюди оказались благодаря показаниям девушки Павла Сафонова Татьяны. Она не сразу поверила его пьяным бредням и не поторопилась в милицию. Подробно о раскрытии, расследовании дела серийных убийц в 2004 году рассказал заместитель прокурора прокуратуры Ленинского района Сергей Владимирович Калинин:
– В феврале 2004 года сотрудники УВД получили оперативную информацию: одна из жительниц посёлка Цементный располагает сведениями об убийстве трёх женщин. Выяснили, что Татьяна узнала о преступлениях от своего парня – Павла Сафонова. Поначалу не поверила. Ранее Павел отбывал наказание за кражу и хулиганство. Но, несмотря на уголовный срок, в посёлке его считали тихоней. Татьяна попросила показать место преступления. Вечером Павел привёз её в карьер, показал останки, часть которых была уничтожена огнём и животными.
На допросах Сафонов был спокойным: не проявлял агрессии, не пререкался. Узнав, что его «сдала» любимая девушка, не изменил своей натуре: не высказал угроз, что необычно для преступников. Напротив, был убеждён, что Татьяна по-прежнему его любит. За кажущимся спокойствием звериный огонёк в его глазах выдавал жестокую натуру.
Лохтачёв – «конченый» человек: агрессивен, безжалостен. Узнав, что Сафонов проговорился любимой девушке, стал требовать, чтобы Павел расправился с ней. Он имел сильное психологическое влияние на Сафонова. Они стали охотиться за девушкой: передавали записки, назначали время и место встречи. Если бы родственники Татьяны не сообщили в милицию, они бы убили опасную свидетельницу. Хотя на следствии Сафонов уверял, что не посмел бы поднять руку на любимую девушку.
Татьяна заявила о трёх известных ей убийствах, но пропавших без вести было больше. Когда задержали Сафонова, он почти сразу же сознался в четырёх убийствах, вскоре – ещё в трёх. Лохтачёв поначалу отрицал какую-либо причастность к преступлениям. Держался упорно, но доказательств его вины было достаточно: признания Сафонова, свидетельства Татьяны. Допросы Лохтачёва не прекращались. В конце концов он сознался, назвал и восьмое убийство. Он хорошо знал окрестности, обладал феноменальной памятью и указал местонахождение восьмой жертвы. Тело обнаружили на озере Песчаном, буквально в нескольких метрах от другого трупа, который указал Сафонов. Лохтачёв признался в совершении девятого убийства, но в сводках без вести пропавших таких не значилось. Труп не обнаружили.
Скорее всего, убийство Вероники они совершили спонтанно, испугавшись, что девушка обратится в милицию. Затем убийства стали для них, как это ни кощунственно прозвучит, кровавым хобби. Так они доказывали свою «крутизну». По их признанию, на последнее, февральское убийство, шли «со спокойной душой».
Пожизненный срок
Журналисту удалось поговорить с педагогами школы, в которой учились Лохтачёв и Сафонов:
– Очень удивились, когда узнали, что в страшных преступлениях обвиняют нашего бывшего ученика Лохтачёва. В школе он учился с первого класса. Способности средние, такие же и успехи. Злостным хулиганом не был. Семья хорошая, живут родители в добротном доме. Раньше подельники не дружили. Учились в разных классах, жили в разных концах посёлка. Сафонов запомнился тихим мальчиком себе на уме. Но при этом был драчуном. Отбывал срок за воровство. Несколько лет назад украл какие-то вещи в бывшем здании ЛТП. Обворовал и родную школу: разбил окно, украл магнитофон. Его нашли по резаным ранам на руках. Потом снял в клубе алюминиевую дверь, сдал как цветной металл. Пока он был в колонии, его дружок Лохтачёв служил в армии. Его родители не могут понять, что толкнуло сына на зверства. Он не был садистом, да и сексуальных проблем не наблюдалось. У него была девушка, с которой он жил в отцовском доме.
По заключению экспертов, подельники были психически здоровы. На судебном процессе серийные убийцы усердно топили друг друга. Особенно усердствовал Лохтачёв. Не признал вину ни по одному эпизоду. По его словам, расправлялся с девушками Паша, а Лохтачёв и пальцем бедняжек не трогал. Уверял, что когда дружок душил несчастных, он то ремонтировал машину, то уходил в сад за фруктами, то уезжал из гаража. Когда возвращался, обнаруживал хладное тело или костёр. Признавал Лохтачёв лишь вынужденную «помощь»: иногда оттаскивал трупы в укромные места, но исключительно из боязни расправы со стороны Сафонова.
Непризнание Лохтачёвым вины суд расценил «как средство защиты, вызванное желанием избежать ответственности за содеянное». Явное отрицание очевидных фактов объясняется просто. К насильникам в местах лишения свободы отношение «особое». Непризнание вины даёт шанс избежать суда братков.
Сафонов клялся, что боялся Лохтачёва. Во дворе его дома стояла цистерна с бензином, и в случае его непослушания Лохтачёв мог поджечь горючую смесь.
По действующему на то время законодательству суд назначал срок за каждое преступление. За восемь убийств Лохтачёву назначили 72, Сафонову 94 года лишения свободы. Окончательно Павел Сафонов и Александр Лохтачёв осуждены на пожизненный срок лишения свободы. Они отбывают наказание в исправительной колонии особого режима.