В редакцию "ММ" обратилась Ольга Шадрина. Просила рассказать её квартирную историю. Конфликт лишь на первый взгляд носит частный характер. Гражданское дело, по которому Ольга Шадрина была ответчицей в суде, может коснуться каждого, кто рискнёт купить недвижимость.
История с невменяемостью
От действий истца Дмитрия С. пострадали несколько человек, но более всех семья Шадриных - их с ребёнком в любой момент могут выставить на улицу…
- В феврале 2014 года купили квартиру по улице Доменщиков, - начала рассказ Ольга Шадрина. - Все документы тщательно проверили, встретились с продавцом, поговорили с соседями, чтобы узнать "историю" квартиры. Жильцы рассказали, что долгое время здесь жила бабушка. Старушка умерла, внук продал квартиру, а теперь новый хозяин выставил жильё на продажу. Иными словами, сделали всё, что полагается добросовестным приобретателям. Посредником купли-продажи выступило риелторское агентство. Подписали договор, отдали деньги, въехали и стали делать ремонт.
Вдруг в феврале 2015 года получили судебную повестку, известившую, что в качестве ответчиков должны явиться на заседание. Первый хозяин квартиры Дмитрий С. просит суд признать сделку купли-продажи квартиры недействительной. Кроме нас в ответчиках были ещё трое. Процитируем требование истца по судебному документу: "В силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств, а также под влиянием и угрозами третьих лиц был вынужден, вопреки своей воле, заключить с ответчиками договоры купли-продажи спорных квартир и автомобиля на кабальных условиях". Представитель истца добавил: третьи лица оказывали на Дмитрия психическое и физическое давление, угрожали убийством. Он лечился в больнице, имеет психическое заболевание. Основание отъёма движимости и недвижимости - статья Гражданского кодекса "Недействительность сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими".
Суд приступил к разбирательству. Первый покупатель злосчастной квартиры Евгений иск не признал, заявив, что Дмитрий вёл себя адекватно, был спокоен, сам показал квартиру и документы. Опасался он лишь родной тёти М., которая может отобрать у него квартиру. Евгений потребовал у продавца предоставить справки из наркологического и психиатрического диспансеров. Документы свидетельствовали, что на учёте в означенных учреждениях Дмитрий не состоит. Сделку оформили в присутствии риелтора. Деньги Дмитрий пересчитал, расписку написал.
Вскоре Евгению позвонила тётя Дмитрия - госпожа М. - и сообщила, что намерена судиться за квартиру. Евгений спешно продал спорное жильё семье Шадриных.
Второй ответчик Татьяна тоже не признала требования Дмитрия. Она купила у него другую квартиру. Татьяна сообщила, что во время оформления сделки Дмитрий С. и ей жаловался на тётю, опасаясь, что она завладеет его наследством. Расписку с Дмитрия о передаче денег Татьяна не взяла.
Татьяна уверена, что историю с невменяемостью он придумал заранее. Она давно знает Дмитрия и никаких странностей в его поведении не замечала. Представитель ответчицы просил в иске отказать, поскольку Дмитрий С. не предоставил факты, доказывающие, что ему-де угрожали. А Дмитрий просил сделку по продаже квартиры Татьяне признать недействительной, потому что она его обманула - отдала не все деньги.
Покупатель автомобиля, назовём его Владимиром, также не признал требований истца. Он купил у Дмитрия иномарку, продав ему свой автомобиль. В поведении Дмитрия С. не заметил ничего необычного. А Ольга Шадрина обратила внимание суда на то, что является добросовестным приобретателем, более того, купленная квартира - их единственное жильё.
Истец Дмитрий С. пояснил суду, что два года назад он попал в ДТП, ущерб от которого оценили в 30 тысяч рублей. Появились люди, предложили взять в долг на месяц. Когда он просрочил выплату, ему объявили, что он должен вернуть миллион рублей. Дмитрий отчего-то не пошёл в полицию, а стал распродавать недвижимость.
Порок воли
В апреле 2014 года некая Анна Андреевна обратилась к начальнику УМВД Магнитогорска с заявлением о привлечении к уголовной ответственности Дмитрия С.: "В счёт продажи квартиры по улице Ленинградской он получил от меня два миллиона 200 тысяч рублей. Однако в регистрации квартиры мне было отказано в связи с тем, что Дмитрий С. выдал доверенность на имя своей тёти, которая в феврале 2014 года продала квартиру. В настоящее время Дмитрий С. скрывается".
В июле 2015 года решили обратиться в полицию и Шадрины. Они обвиняли Дмитрия в мошенничестве. В заявлении Ольга написала: "В действиях Дмитрия С. и его тёти усматривается изначальный умысел на хищение денежных средств, полученных от продажи квартиры по улице Доменщиков. Полагаю, что гражданка М. считала, всё имущество, которое перешло к Дмитрию С. по наследству, должно принадлежать ей". В ответе полиция сообщала, что заявление по факту мошенничества зарегистрировано, отправлено по инстанции и приобщено к материалам другого уголовного дела, поскольку установлены аналогичные обстоятельства. В рапорте капитана полиции, который прислали Шадриным, названы имена тех, кто поставил Дмитрия "на счётчик". А он не нашёл ничего лучшего, как организовать квартирно-денежную карусель, больно ударившую по честным людям. Со времени обращения Шадриных в полицию минуло пять месяцев, но о ходе дела семье ничего не известно.
В зале суда выступили представители судебно-психиатрической комиссии. Они говорили об особенностях характера, волевых качеств истца. А вывод медиков, который стал основанием для вынесения решения суда, таков: "Дмитрий С. понимал значение своих действий, но не мог руководить ими на момент заключения договора купли-продажи автомобиля, а также на момент заключения договора купли-продажи квартиры". Напомним, квартиру Шадрины купили в феврале 2014 года, а в областную психоневрологическую больницу Дмитрий обратился в октябре 2014 года.
Ответчики, не согласившись с выводами комиссии, предоставили суду заключение врача-психиатра консультативно-диагностического центра Челябинской государственной медицинской академии и психолога областного центра диагностики и консультирования. Эти специалисты не считают заключения магнитогорских психиатров достоверными. По мнению независимых экспертов, поведение Дмитрия С. носит избирательный характер в зависимости от обстоятельств.
Суд не принял во внимание выводы независимых экспертов, пояснив, что они Дмитрия не наблюдали, не обследовали, медицинскую документацию и материалы дела в полном объёме не исследовали. Суд не исключил "наличия у Дмитрия порока воли при заключении договора купли-продажи квартиры" по улице Доменщиков и не видел необходимости в назначении повторной экспертизы.
Законная схема?
Суд восстановил срок исковой давности, который составляет год: было учтено время его нахождения в больнице. Суд признал недействительным договор купли-продажи квартиры на улице Домещиков с последующим погашением последствий сделки. Дмитрий С. обязан вернуть Евгению деньги за квартиру, тот - отдать их Шадриным, а они - вернуть квартиру. Восстановлено право Дмитрия и на автомобиль, за который он должен вернуть деньги. У Татьяны квартиру не отняли, поскольку Дмитрий утверждал, что сделка совершена под влиянием обмана, однако не смог этого доказать. Областная инстанция оставила решение Орджоникидзевского районного суда в силе.
На первый взгляд, всё справедливо, по закону. Квартиру у добросовестного приобретателя забрать легче, нежели взыскать деньги с запутавшегося человека, который распродаёт нажитое родителями. Практика подобных дел показывает: честные люди лишаются и денег, и крыши над головой.
- Это не первый в городе случай, когда подобным способом отнимают квартиру, признавая продавца человеком, который якобы не мог руководить своими действиями, - говорит Ольга Шадрина. - В 2012 году по такой же схеме отняли квартиру у Любови Владимировны Мигуновой. Судебно-психиатрическая комиссия в том же составе дала такое же заключение.
Как честному человеку, покупая недвижимость, обезопасить себя? Разговоры с соседями, изучение документов не гарантия того, что ловкие люди не обведут вас вокруг пальца. Даже справки из диспансера не помогли. Следуя логике дела, можно продать движимость и недвижимость, улечься в психдиспансер, жалуясь на нехороших людей и угрозы, а потом законно, через суд, отбирать проданные метры, машины.
Когда началась квартирная эпопея, семья Шадриных ждала второго ребёнка. Судебные разбирательства, допросы в полиции закончились трагически: ребёнок родился мёртвым…
К слову сказать, Дмитрий С. спокойно работает в охранном предприятии. И, наверное, как каждый его сотрудник, имеет оружие...