Вопрос размещения автомобилей не становится менее острым, несмотря на программу "Комфортная среда", по которой часть дворов уже переоборудована. Горожане продолжают воевать за место. Натягивают цепи и тросики, оставляют угрожающие записки под дворниками, выкладывают фотографии в социальные сети, припечатывая собственников авто не самыми приятными эпитетами.
Забор для защиты
Зимой споры идут по поводу заботливо расчищенных квадратных метров. Летом - за место на асфальте или на газоне. Одни жильцы многоэтажных домов требуют очистить дворы от транспорта. Другие заявляют, что мест для парковок нет, поэтому будут ставить, где удобно. Споры по поводу плохих и хороших автовладельцев - регулярны и не теряют эмоционального накала. Доходит до порчи имущества и драк. Некоторые в поиске мест для личного авто перекрывают проезд для скорых, пожарных и мусоровозок. Газоны заняты практически везде. Преимущественно не травой, кустами и цветами, а транспортными средствами.
Вот лишь несколько мнений горожан:
- Неужели нравится жить в грязи? К сожалению, есть такие люди, которые найдут любые причины, чтоб нарушать общепринятые правила. Предложишь им оборудовать парковочный карман - не хотят, нет денег. Сделаешь им стоянку - скажут, что из окна не видно машину.
- Процесс автомобилизации продумали до мелочей, а об инфраструктуре позаботились только в плане кое-какого ремонта дорог.
- Машин очень много, и на наши налоги могли бы расширить парковки и обустроить детские площадки, чтобы всем хватало места. Будут парковки - никто не станет ставить авто на газон.
- Сколько ни делай стоянок, хоть весь двор асфальтом покрой, всё равно их будет недостаточно. Ведь машина сейчас почти у каждого, да ещё и не по одной в семье. Ни разу не видел, чтобы люди хотя бы кружок сделали в поисках места. Им удобно - на газоне у себя под окном.
- Мы участвовали в программе благоустройства дворов и сделали себе парковку. Мест, правда, всё равно не хватает, но вопрос стал менее острым.
- Считаю, что парковки должны быть на расстоянии от домов, как и положено по СНиП. Тогда не придётся дышать пылью и выхлопами. Места у дома надо оставить для гостей и спецмашин. Ну и зелени бы побольше.
Многие предлагают поставить вокруг газона и детских площадок забор или хотя бы бетонные блоки. Правда, эти процессы нужно согласовывать, иначе они могут быть признаны нарушением благоустройства.
Сто протоколов
Нередко горожане не хотят звонить и писать в районную или городские администрации и выкладывают в соцсетях призывы, например, срезать тросы на Грязнова, 19 и оштрафовать соседей за порчу ограждений вокруг детской площадки. Впрочем, многие всё-таки обращаются в отделы по работе с населением. На неправильную парковку во дворе между домами на Коробова, 16 и Сиреневом, 8 сигналы поступают регулярно. На прошлой неделе корреспондент редакции "ММ" побывал там в ходе одного из рейдов, которые проводили администрация Орджоникидзевского района и ГИБДД.
Встреча была назначена ранним утром. Видимо, для того, чтобы нарушители не успели разъехаться. Шёл снег, ледяной ветер срывал капюшоны и кепки, но строгая комиссия терпеливо поджидала автовладельцев, чьи машины расположились на газоне. Первый и второй водители были хмурыми и неразговорчивыми. Торопились на работу и хотели быстрее закончить с неприятной процедурой. Один горожанин завёл двигатель и, кажется, пытался потихоньку уехать. Не успел. Молодой человек, который вышел следующим, был готов подискутировать. Пояснил, что на этом месте уже давно нет газона, все и всегда ставят машины и будут делать это в последующем. Удивился, почему штраф выписывают именно ему. Ведь мест не хватает. Поинтересовался, для чего ждать его на улице, когда инспектор ГИБДД наверняка уже пробил адрес, и можно было просто прислать оповещение.
- А как же режим самоизоляции? - спросил напоследок. - Вы ведь должны держать социальную дистанцию.
Доводы приняты не были. Ведущий специалист администрации Орджоникидзевского района Юлия Шнайдер сообщила о нарушении закона Челябинской области. Инспектор ГИБДД Андрей Мещеряков проверил документы. Началось заполнение данных. О причинах парковки на газоне спрашивать уже не стали.
- Рейды проводятся еженедельно, - пояснила позже Юлия Викторовна. - Выезжают специалисты из районных и городской администрации - по жалобам или плану, который у нас есть. На этой неделе была в двух рейдах без ДПС и оформила 25 повесток. По ним пришли и получили протоколы только девять человек. Документы на остальных отправляю в ГИБДД. Нарушения рассматриваются на заседании специальной комиссии, которая принимает решение о размере штрафа от одной до пяти тысяч рублей. Если человек не появляется за всё это время, то сведения передаются в суд и дальше уже работают приставы.
За месяц только специалистами Орджоникидзевской администрации составлено около ста протоколов. Среди них есть нарушения, связанные с мусором, незаконной торговлей, но большая часть - парковки.
- Все нарушители говорят, что не хватает мест, - констатировала специалист районной администрации. - На самом деле они есть, но только метрах в 300-500, а большинству хочется, чтобы автомобиль стоял около подъезда или под окнами.
Недавно проверка состоялась на улице Суворова, 114/4. Причем решено сделать в этом районе несколько рейдов. Так обычно делается там, где водители хитрые или упорные. При специалистах убирают цепи и тросы, а после их отъезда тут же всё восстанавливают. Или просто продолжают ставить машины на газоны, а кому-то из соседей это очень не нравится.
Бонусы для информаторов
В Москве подать жалобу на нарушителей проще. Там есть специальное мобильное приложение, а штрафы начинаются с четырёх тысяч рублей. Правда, схема действий та же. Фотографии и сообщения горожан не могут использоваться в качестве доказательства. По поступившему сигналу выезжают уполномоченные товарищи, фиксируют факт парковки на газоне. Если машину оставили на тротуаре, то в столице нашей Родины её могут и эвакуировать. Информаторам, которые сообщают о нарушениях, начисляют призовые баллы, на которые можно купить билет в музей или оплатить проезд в общественном транспорте. Правда, говорят, в последнее время, ещё до коронавируса, за бонусы стали выдавать только небольшие сувениры, онлайн-трансляции театральных спектаклей и прочие мелочи.
Наиболее строгие правила парковки, пожалуй, в Германии. Там уже обязали всех застройщиков возводить дома с подземными гаражами и стоянками рядом - многоуровневыми или обычными. Въезд во двор зачастую запрещён. Автовладельцам приходится платить за самое малейшее нарушение. Если кто-то заблокировал выезд, тут же вызывают эвакуатор. Немцы считают не просто нормальным, а обязательным сообщить о нарушителе в соответствующие службы.
В Израиле с парковками тоже не шутят. Все места отмечены разноцветными линиями, по которым можно понять, кому, где и в какое время можно вставать или категорически запрещено. Некоторым автовладельцам выдают разрешение парковаться по ночам на тротуаре.
В Чехии парковки разделены по зонам - для жителей района, краткосрочные платные - на два часа и на шесть. Запрещено парковаться за жёлтой линией. Можно поставить машину на стоянках супермаркетов и отелей - правда, в центре Праги за это надо заплатить. На окраинах есть стоянки около некоторых станций метро. Они охраняемые и недорогие. Бесплатная зона - белая. Во дворе нередко нельзя поставить машину на парковку, даже если она пустая. Там зачастую расположены таблички с номерами авто. Это значит, что места закреплены за конкретными машинами, занимать их запрещено. Процедура узаконена на государственном уровне.
В заключение отмечу, что проблема с парковками существует практически во всех странах мира. Чем больше города, тем крупнее штрафы. Так что магнитогорцам ещё повезло. На этой неделе запланированы очередные рейды. Они проводятся регулярно. Возможно, сейчас фотографируют именно вашу машину, оставленную на газоне.