«ММ» продолжает пополнять портретную галерею героев производства.
Родоначальник династии
Машинист электромостового крана стана «5000» Александр Мазур удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Он не просто один из опытнейших и старейших работников комбината, но и родоначальник династии крановщиков.
В кабине своего электрокрана Александр Владимирович чувствует себя пилотом космического корабля. Ловко управляя рычагами, он «летает» над участком листоотделки и термообработки стана «5000». С помощью приспособления под названием траверса кран Мазура поднимает пятитонные металлические листы, словно пушинки. И также почти бесшумно опускает их.
– Магнитов на траверсе пять штук, – поясняет Александр Мазур. – Траверса десять с половиной метров длиной. Для двенадцатиметровых листиков вполне достаточно...
Обязанность Александра Владимировича – грузить металлические листы в печи для последующего их нагрева и прокатки. Звучит просто, а на деле требует мастерства: неопытный машинист может легко допустить качку, ударить траверсой по кабине и разбить её. Александр Мазур все сложные моменты чувствует интуитивно. Хотя профессию крановщика выбирал скорее умом, нежели сердцем: «Вообще-то это мать сказала, что машинист крана хорошая профессия. В кабине, не пыльно, не грязно. Так оно и получилось».
Первый раз в кабине электрокрана Александр Мазур оказался в 1978 году. Агрегат, которым управлял молодой специалист, грузил руду в бункера агломашин. Потом была работа крановщиком на блюминге, в цехе углеподготовки. В 2008-м Александр Мазур перевёлся на стан «5000» и сел за пульт одного из самых современных кранов.
– Кран до того умный, что на нём накосячить просто невозможно, – с гордостью констатирует Александр. – У него столько степеней защиты. Например, если у крана разобралась схема, то лист с магнитов не упадёт.
Имея 40-летний опыт работы, Александр Мазур сегодня может управлять всеми видами электрокранов, какие есть на комбинате. В 2012-м ему вручили Почётную грамоту Министерства промышленности России, в 2016-м удостоили звания «Почётный металлург Российской Федерации». А несколько дней назад из рук губернатора региона Алексея Текслера Мазур получил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Но больше всего Александр Мазур гордится не наградами или трудовым стажем, а тем, что обе его дочери пошли по стопам отца и сегодня тоже управляют электрокранами.
Гордость цеха
Старший агломератчик аглофабрики № 3 аглоцеха горно-обогатительного производства ММК Максим Мусин признан лучшим по профессии. Руководство цеха ценит этого специалиста, потому что он ответственный и надёжный работник, прекрасно разбирается в производственных тонкостях и считается наставником молодёжи.
На аглофабрике № 3 – плановый ремонт. Агломашины остановлены. Бригада Объединённой сервисной компании работает на пластинчатом конвейере, куда поступает готовая продукция фабрики – агломерат со всех четырёх машин. Плановое техническое обслуживание оборудования, говорят металлурги, – главный гарант его долгосрочной работы.
– Ремонт плановый. По времени два часа. Меняем ролики пластинчатого конвейера, – поясняет бригадир бригады № 4 КРЦ-1 ООО «ОСК» Сергей Шадрин.
– Лучше предупредить долгосрочный ремонт, чем его получить, – считает старший агломератчик аглофабрики № 3 аглоцеха ГОП ПАО «ММК»Максим Мусин. – Лучше на пару часов остановиться, заменить ролики, что-то подварить и запуститься.
Старший агломератчик Максим Мусин с ремонтными бригадами контактирует постоянно. Кто-кто, а Максим Масгутович даже с закрытыми глазами определит, должным ли образом работают агломашины фабрики, где и что необходимо заменить или подкорректировать: «Уже по звуку слышу, как работает машина, какие у неё отклонения. Это приходит с годами, просто так ничего не даётся. Старшему агломератчику передаётся вся информация по изменению технического оборудования либо химического состава аглошихты. Моя же работа заключается в том, чтобы установить параметры работы машины так, чтобы выдать максимальное производство при минимальном изменении качества».
Максим Масгутович работает на третьей аглофабрике уже 26 лет и знает производство досконально. Старшим агломератчиком его назначили в 2000 году, когда агломашины третьей фабрики были реконструированы. В 2006-м для охлаждения агломерата перед отгрузкой в доменный цех здесь был построен кольцевой охладитель. В следующем году запланирована очередная реконструкция агломерационных машин третьей фабрики.
Кроме производственных задач Максим Мусин занимается наставничеством, обучает тонкостям профессии агломератчика вновь поступающих работников.
– С работой он справляется, в коллективе пользуется уважением. Столько поднял людей в профессии. Благодаря ему двоих специалистов даже отправили на пятую аглофабрику, – характеризует коллегу мастер участка Константин Семёнов. – Мусин – это гордость аглоцеха, комбината и всего города. Рад, что работаю с ним.
Этой осенью Максим Мусин был признан лучшим по профессии. В его арсенале целая копилка Почётных грамот, благодарственных писем, в прошлом году за добросовестный и многолетний труд Максима Масгутовича наградили дипломом Министерства промышленности. Его любят и ценят коллеги.
– Мне нравится моя работа, – делится эмоциями старший агломератчик. – Наверное, этим всё сказано.
Коллективная награда
Дмитрий Мельников – машинист тепловоза локомотивного цеха ММК – удостоен звания «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации». Торжественная церемония вручения государственных наград состоялась в Челябинске. Медаль Дмитрий получил из рук губернатора области Алексея Текслера.
Основной транспорт, который используется на ММК, – железнодорожный. Ежегодно по комбинату курсирует более ста миллионов тонн груза. Протяжённость железнодорожных артерий – почти 800 километров. Такого предприятия в России больше нет. Мысль о профессии машиниста пришла Дмитрию ещё в школе. Он изначально хотел работать на транспорте.
– Порекомендовали тепловозы, – признаётся Дмитрий. – Сказали, попробуй эти машины. Посмотрел, потрогал, понравилось. Выучился и сейчас работаю и наслаждаюсь.
Вот так, попав в кабину локомотива, Дмитрий понял, что это на всю жизнь. Железная дорога очаровывает. Но вот чем именно, в двух словах сказать сложно.
– Это просто надо почувствовать, – считает Дмитрий. – Что помощники, что машинисты, все обозначают это ощущение одним словом – романтика.
Первый раз в локомотивном цехе Дмитрий Мельников побывал в 1991 году, когда проходил практику. А уже в 1994 году, после армии, устроился работать помощником машиниста. Без отрыва от производства окончил курсы машинистов. Спустя десять летпервый раз поехал на тепловозе самостоятельно. Дисциплина и ответственность – вот главные качества, которыми руководствуется Дмитрий Викторович.
– Никогда не было ни замечаний, ни претензий к нему, – отмечает машинист-инструктор локомотивных бригад локомотивного цеха ПАО «ММК» Валентин Анфимов. – Всегда характеризовался только с положительной стороны, пользуется уважением в коллективе. Всегда выручит в трудную минуту. Можно положиться на него как на товарища, как на друга, как на профессионала.
Звание «Заслуженный работник транспорта» – яркий пример того, что человек находится на своём месте. Торжественная церемония вручения наград состоялась в Челябинске первого декабря. Медали вручал губернатор АлексейТекслер. То, что Дмитрия Мельникова представили к такой награде, стало для него неожиданностью.
– Чувство праздника, радость за себя и за ребят, это коллективная награда, – говорит Дмитрий Мельников. – Если бы не коллектив, я бы, может, звания такого не получил. Только благодаря тому, что мы вместе, удаётся добиваться такого результата.