В рамках III Петровских образовательных чтений в историко-краеведческом музее открыта выставка "Будь верен до смерти. Православные священнослужители и храмы Южного Урала. 20-30 годы XX века".
Величайшая трагедия в истории России, обернувшаяся гибелью миллионов сограждан, почти выкосила священнослужителей. Годы гражданской войны, коллективизации, репрессий, кажется, должны были уничтожить сами свидетельства жизни и служения вере представителей духовенства. По всей стране священников отправляли в ссылки, лагеря, тюрьмы. Церковная организация была разгромлена. Уничтожены все монастыри, треть церквей была взорвана, разобрана. Миллионы икон и церковных книг отправили в костёр. Но малые, оттого и драгоценные, свидетельства тех гибельных лет всё же дошли до наших дней. Историки и краеведы возвратили из небытия документы, воспоминания, дневники, фотографии.
Одно из ярких свидетельств церковного погрома находим в письме, оправленном 19 августа 1930 года в президиум Уралоблисполкома. В документе говорится о необходимости закрытия церкви в посёлке Магнитный. Были собраны и подсчитаны подписи, согласно которым 93 процента станичников поддержали инициативу. В годы репрессий народ осознавал, чем грозило несогласие с властью. В письме утверждается, что "население с закрытием церкви согласно, поскольку ходатайств со стороны группы верующих об оставлении храма в пользовании не проступало". Кроме подписей у власти есть главное обоснование закрытия храма: "Тысячи работников строительства и шесть тысяч населения посёлка за отсутствием помещений не имеют клуба, и нет возможности культурного обслуживания граждан. Коммунальным отделом городского совета ассигновано десять тысяч рублей на переоборудование церкви под клуб".
В музейной экспозиции представлена реконструкция камеры, в которой провёл последние годы жизни новомученик Петр Крутицкий. Небольшой стол с раскрытым святым писанием, старинный сундук с книгами. Реконструкцию создавали по сохранившимся воспоминаниям одного из охранников тюрьмы. По его словам, содержался в камере священник высокого сана. Из имущества имелся у него лишь полный книг сундук. По большим церковным датам облачался священник в праздничные "одежды" и проводил службу. На прогулку его выводили одного. По его просьбе определили место, где святой отец выращивал овощи на грядках. Сам начальник тюрьмы вёл с ним долгие беседы. Но ненамного он пережил священнослужителя - обвинили начальника, вероятнее всего, в измене Родине и расстреляли.
Вероятно, охранник рассказывал о пребывании в Верхнеуральской тюрьме Петра Крутицкого. Но он был лишь одним из сотен священнослужителей Южного Урала, положивших жизнь за церковь и веру. В 1918 году расстреляли Михаила Дмитриевича Громогласова, в 1920 - Якова Климентьевича Вандышева, в 1921 - Александра Добролюбова - последнего священника станицы Магнитной. Точная дата его смерти была установлена благодаря огромной изыскательской работе, которую провела заведующая отделом археологии и религии Галина Старикова. Она нашла дочь и внучку священника, и они передали в музей раритетные документы семьи.
В литературных воспоминаниях Машковцева, Баканова, Дегтярёва, которые писали о священнике, назывались разные годы и иные обстоятельства его гибели: якобы Александра Добролюбова расстреляли на пороге храма. Теперь доподлинно известно, что смерть он принял в Верхнеуральской тюрьме, о чём имеется свидетельство в дневниковых записях его дочери.
Один из экспонатов выставки был предоставлен городским архивом. Это метрическая книга, в которой Александр Добролюбов лично вёл записи: даты рождений, венчаний, смерти прихожан. К записям до сих пор обращаются магнитогорцы, желающие знать историю своей семьи. А история служения церкви семьи Добролюбовых закончилась: сын священника Василий Смирнов отрёкся от духовного сана.
Большой стенд с фотографиями священнослужителей и храмов Южного Урала отражает богатейшую духовную культуру народа. Храм в посёлке Ломовка остался лишь на снимке, храмы в посёлке Кага и Великопетровке восстанавливают, реконструируют, реставрируют.
- Создаётся впечатление, что в Верхнеуральском уезде сохранились самые красивые и величественные храмы, - говорит Галина Ильинична, - великолепный Свято-Вознесенский храм в селе Вознесенка Учалинского района, храм святых апостолов Петра и Павла в посёлке Великопетровка, храм Рождества Христова в поселке Кацбах…
Арестовывая священников, власть изымала церковное имущество, а предметы культа, не представляющие ценности, просто уничтожала. Неизвестно, комиссары ли бросили в колодец язык колокола и венцы или священник, надеясь сохранить церковное имущество, спрятал реликвии до лучших времён? Ржавые раритеты, ставшие выставочными экспонатами, случайно обнаружили в 2010 году: в земле образовалась яма, на месте которой, по преданию старожилов, находился колодец местного батюшки, сгинувшего в лихие годы.
Тысячи невиновных шли по этапу, а миллионы трудились на стройках. Снимки 30-годов запечатлели совершенно счастливый коллектив ударной бригады безбожников горсовета, который активно участвовал в субботнике на строительстве домны. Статьи рассказывали об энтузиазме первостроителей, торжествах по случаю юбилея классика Пушкина, ни словом не упомянув о расстрелах и этапах.
Есть на выставке редкие снимки 1918 года с комиссаром Блюхером и его боевыми соратниками. Имеется фотография молоденького партизана из Верхнеуральского уезда. Под стеклом хранится огнестрельное оружие революционной поры: проржавевшие наганы и маузеры. Скоро минет век с начала гражданской войны на Южном Урале - 18 ноября 1917 года. Дабы не повторить трагедию народа и через столетия не собирать по крупицам свидетельства трагических судеб людских, не восстанавливать из руин церкви и храмы, необходимо помнить чёрные уроки истории страны.