С начала года на дорогах города погибло 29 человек. По области "черное число" подбирается к 500.
Если говорить о мировой статистике, то дорожные происшествия уносят свыше миллиона человек в год. Сухая статистика обретает конкретику, если обратиться к судебным приговорам, которые были вынесены по "настольной" по этой категории преступлений статье - 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". Чаще всего трагедии предшествуют превышение скорости, невнимательность и самонадеянность водителей, преступная безалаберность пешеходов.
12 марта, улица Ленинградская. Стрелка спидометра "тойоты", которой управлял 26-летний Дмитрий, приближалась к 80. Впереди еле тащились два автомобиля: "опель" буксировал "субару". Дмитрий пошел на обгон. Чтобы обойти автомобили, выехал на трамвайные пути. Обогнав, пытался вырулить на свою полосу движения, но иномарку занесло и выбросило на снежный бруствер. Машина подлетела вверх и, ударившись о забор, замерла. Дмитрий не пострадал, но изувечил студентку, которая на свою беду в тот момент шла по тротуару. Ее курточка зацепилась за бампер, и девушка оказалась под автомобилем. В бессознательном состоянии ее доставили в реанимацию. Медики вытащили ее с того света, месяц она провела в больничной палате. Раны, ушибы, травмы сделали ее инвалидом. Боли были невыносимы, и врачи назначали ей лекарства с наркотическими веществами. При выписке констатировали: лечиться придется всю жизнь. До аварии девушку считали одной из первых учениц, после трагедии учеба давалась с трудом и встал вопрос об отчислении.
Дмитрий приходил к пострадавшей, просил прощения, предложил деньги и мировое соглашение, но девушка на его условия не согласилась. В протоколе допроса зафиксировано: он признал, что ДТП произошло по его вине - Дмитрий "неправильно выбрал скорость движения". Ситуацию усугубили снег на трамвайных путях, колея и ледяная корка. Представ перед судом, он отказался от первоначальных показаний. Вину признал частично, утверждая, что двигался со скоростью 50
км/час. Свидетели-буксировщики также снизили скорость "тойоты" до 60, хотя в кабинете следователя говорили, что иномарка неслась под 80.
Суд критически расценил их слова, сославшись на первоначальные показания и свидетелей, и виновника ДТП. Дмитрия приговорили к году и четырем месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком три года. Три года он лишен права управлять транспортным средством. Кроме погашения всех материальных затрат, в счет возмещения морального вреда с него будет взыскано почти полмиллиона.
Под колесами "Шевроле Лэнос" 20 апреля прошлого года погиб восьмилетний Андрей. За рулем был 58-летний Наиль. Автомобиль двигался по улице Панькова со скоростью 30 км/час. Со слов подсудимого, события разворачивались следующим образом: перед автомобилем пробежали два мальчика и стали энергично кому-то махать. По встречной полосе двигалось маршрутное такси. Наиль, услышав визг тормозов маршрутки, отвлекся на секунду и не успел затормозить, когда на дорогу вдруг выскочил мальчик. Водитель нажал на тормоз, вывернул руль вправо, но удара избежать не удалось. Ребенок упал на асфальт. Наиль доставил Андрея в больницу, но травмы оказались смертельными. Водителя приговорили к двум годам лишения свободы условно, на такой же срок лишили права управлять транспортом. Учитывая материальное положение, компенсацию морального вреда ограничили 150 тысячами рублей.
Мы рассказали о случаях, когда водители, совершившие ДТП, находились в трезвом уме. Однако ужесточение наказания за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения не останавливает рисковых граждан. С начала года число задержанных водителей, находящихся подшофе, приближается к трем тысячам.
Согласно приговору, который был вынесен судом Ленинского района, причиной ДТП, случившегося год назад, стало алкогольное опьянение 23-летнего Александра. Он находился за рулем "восьмерки". Автомобиль разогнал до 100 км/час. Перекресток Ленина и Московской решил проскочить на красный глазок светофора и столкнулся с "Москвичом".
Сотрудники ГИБДД оказались неподалеку от места происшествия и подъехали к перекрестку через несколько минут после аварии. Удар был такой силы, что покореженными оказались не только машины, но светофор и дорожный знак. На асфальте лежала девушка и парни. Раненых забрала "скорая". Карина скончалась, Александр отделался травмами.
Разбор таких дел - привычная судейская практика. Однако процесс затянулся и попал в разряд скандальных.
Сотрудники ГИБДД сразу же выяснили: за рулем был Александр. Об этом заявили его друзья, находившиеся на заднем пассажирском сиденье, и очевидцы аварии. Один из них так описал картину трагедии. Он едва не наехал на лежащую в луже крови девушку. "Метрах в двух от нее лежал парень. На затылке зияла рана - был сорван кусок кожи. В этот момент с водительского сиденья "восьмерки" поднялся молодой человек, который произнес: "Карина, ты где?" Потом закричал: "Что я наделал!" На заднем сиденье "ВАЗ-2108" находился пьяный парень в шортах. Водитель "Москвича" был без сознания, из ушей шла кровь". Во время следствия очевидец подтвердил показания.
Поначалу и друзья Александра говорили: он управлял автомобилем. Когда прошел первый шок, показания изменили. Случилось это в первые минуты после аварии. Приехала "скорая", привезли отца Александра, и после его наставлений парни стали уверять: рулила Карина. Тем более, что на месте происшествия нашли ее водительское удостоверение.
В тот вечер в "восьмерку" уселась только часть компании. Вот что рассказали друзья, ехавшие следом. Александр сел за руль, Карина - рядом. Потом "восьмерка" затормозила у киоска и кто-то увидел, что Карина купила пиво, подошла к правой двери, отдала бутылки и, обойдя машину, села за руль. Они полагают, что Саша пересел на пассажирское сиденье, не выходя из машины, но этого никто не видел - стекла машины затонированы. Потом их машина отстала, но они видели, как на перекрестке в небо взметнулся дым, полетели осколки. Сразу же позвонили отцу Александра и привезли его на место аварии.
Позиции свидетелей разделились: очевидцы были единогласны - рулил парень. Друзья, предав память Карины, всеми силами выгораживали Александра, утверждая: вела машину Карина. Сам подсудимый вину не признал, отказавшись давать показания. На предварительном следствии он заявил, что за рулем была его подружка.
Отрешимся от эмоций, обратимся к документам. Судебно-медицинский эксперт на суде показал: основные повреждения на теле Александра были "в проекции рулевого колеса". Его ранения свидетельствуют: он не мог находиться на переднем правом пассажирском сиденье. "Учитывая деформацию кузова, повреждения у подсудимого были бы более значительными".Суд назначил дополнительные исследования, и уже другой эксперт пришел к выводу: погибшая не могла находиться на водительском сиденье в момент ДТП.
Оценив доказательства двух сторон, суд признал, что вина Александра доказана: он управлял автомобилем, находясь в состоянии алкогольного опьянения, нарушил правила дорожного движения. Он повинен в смерти человека по неосторожности.
Александра приговорили к трем годам лишения свободы в колонии-поселении. На такой же срок лишили права управлять транспортом. Материальный вред оценен в 556513 рублей, моральный - в миллион. Осужденный с приговором не согласился, обратившись с жалобой в кассационную инстанцию.
Позиция его и друзей объяснима. Карине уже все равно, а Сашу надо спасать: "Мертвые сраму не имут". А живые?
Автор благодарит суд Ленинского района за предоставленный материал.