Казалось бы, что такое официант? Усадил за стол, весь вечер приносил блюда, менял напитки, а в конце вечера принес счет - всего и делов-то. Однако, как показала практика, все гораздо сложнее.
Это давняя традиция управляющей компании "ММК-Курорт" - выявлять лучших в профессии, будь то инструктор по горным лыжам, повар или горничная. В этот раз сразиться в профессиональном мастерстве предстояло официантам ресторанов и столовых, входящих в ведение "ММК-Курорт". Свои навыки демонстрировали официанты дома отдыха "Березки" Айгуль Бигастанова, санатория "Юбилейный" - Миляуш Билалова, ресторана "Нон-стоп" дома отдыха "Абзаково" - Элина Ульданова и ресторана отеля "Европа" - Юлия Шмидт.
На входе в конкурсный зал четыре стола, торжественно накрытых к юбилею, - это так называемое домашнее задание участниц. Но оно - последнее в конкурсе, а пока - проверка на знание теории и практические навыки в погашении конфликта.
Если бы только знала, какие премудрости таит в себе, казалось бы, простая профессия - встретил гостей, всем улыбнулся и, также улыбаясь, выполнял их заказ. На самом деле, официанту вменяется в обязанность знать такие тонкости, как высота обеденных, банкетных и фуршетных столов, отличие в наборе сервировочной посуды для ужинов, званых обедов или банкетов, схема движения официанта по залу. Словом, в ходе конкурса стало ясно, что не просто одолеть эти премудрости - особенно если учесть, что все это сопровождается неизменной учтивостью и очаровательной улыбкой.
Теоретические конкурсы вроде настоящих экзаменов, где каждая из участниц выбирала билет, читала вопросы, готовилась и - выдавала ответ. В зале не просто зрители и болельщики, а профессиональные коллеги, комментирующие выступления участниц то одобрительными кивками, то недоуменным вскидыванием бровей и даже замечаниями в полный голос. Жюри - тоже сплошь профессионалы - было, судя по одобрительным улыбкам, в самом благостном настроении. Однако оценки и комментарии были строги и весьма придирчивы...
В целом же сложилось не совсем однозначное впечатление от конкурса, и пусть организаторы не обижаются на критику - постараюсь сделать ее максимально конструктивной.
Первый конкурс - визитная карточка официанта. Представительница отеля "Европа" рассказала о том, что когда-то, только начав работать, считала свою профессию временной - что называется, перевалочным пунктом между учебой и работой по полученной специальности. А потом, вникая в ее тонкости, поняла, что, как ни крути, львиная доля впечатления от посещения ресторана зависит даже не от кухни, а от того, как тебя встретили и обогрели. Скромно, без пафоса, но грамотно и в тему. Забегая вперед, скажу, что это было наиболее четко отраженное видение профессии официанта. Однако оценка - самая низкая, поскольку не было в выступлении творчества, которое лилось через край в представлениях других конкурсантов - к примеру, легендарной анимационной группы дома отдыха "Березки", устроившей настоящий концерт. Только вот самому официанту досталась эпизодическая роль: она лишь встала со стула и назвала себя по имени - вот, собственно, и все, остальное взяли на себя аниматоры.
К теоретическому конкурсу претензий нет, поскольку, как ни крути, но знать тонкости профессии официант просто обязан. А вот следующее задание - мастерство в скручивании салфеток - вновь заставило скептически нахмурить лоб. Ну разве можно сравнивать между собой представителей респектабельных ресторанов и пунктов общепита? Уверена, что нет. Хотя бы потому, что в ресторане главное - это светское поведение и нарочитая медлительность. Задача работников общепита прямо противоположна: необходимо обслужить гостей со скоростью метеорита, чтобы они быстрее поели и освободили место для второго потока обедающих - в домах отдыха зачастую кормят в две смены. И конкурс скручивания салфеток более чем наглядно продемонстрировал эти нюансы. За пару минут, выделенных на задание, девчонки из столовых домов отдыха на одном дыхании накрутили чуть ли не с десяток фигурок - да, не совсем аккуратно и вычурно, но не в этом их работа! А девушки из ресторана "Абзаково" и отеля "Европы" делали свое дело жеманно и медленно, затянув конкурс на десять минут. Зато из-под их рук выходили настоящие шедевры - не зря они работают в ресторане!
И наконец, сами задачи конкурса, честно говоря, заставили задуматься. К примеру, одной из его целей было заявлено развитие творческих способностей и навыков участников. Но тут возник вполне, как мне кажется, логичный вопрос: а к чему официанту творческие способности и навыки, если мастерство его профессии проявляется в том, что, контролируя отдых гостей, он должен оставаться невидимым? Непонятно. Потому и наблюдала с легкой ироничной улыбкой за домашним заданием - встреча гостей на тематическом вечере. И уже не удивлялась, когда официант, поэтично поздоровавшись с участниками детского дня рождения, тут же умчался танцевать с ними в залихватском танце, устроенном ростовой куклой в виде коровы. Если бы официант так поступил со мной, не уверена, что была бы довольна.
Не знаю, задавали ли себе эти вопросы члены жюри, оценивая конкурсанток, но этапы конкурса они не оценивали - или, оценив, не озвучивали, выведя лишь общий результат. А результаты таковы: победительницей назвали представительницу "Абзаково" Элину Ульданову, на втором месте - работница санатория "Юбилейный" Миляуш Билалова, третьей стала Айгуль Бигастанова, отстаивавшая честь дома отдыха "Березки", четвертое место у Юлии Шмидт из ресторана отеля "Европа".