Кто владеет информацией, тот владеет миром. Истина, набившая оскомину, но, увы, не ставшая жизненным принципом довольно большого числа людей.
Удочка для простаков
Не раз слышала от своих знакомых, что они не читают газет. Не будем поминать профессора Преображенского, призывавшего: "Не читайте, батенька, большевистских газет!" Сие изречение не относится к нынешней постсоциалистической эпохе, когда информация стала самым ходовым товаром. Газеты читать очень полезно, особенно местные. Они расскажут о городских событиях, проблемах, решениях властей, наконец, о преступлениях; предупредят, предостерегут от необдуманных шагов, чтобы не стать, как персонажи публикаций, жертвами или потерпевшими. Так, "Магнитогорский металл" в прошлом году не раз предупреждал читателей: не покупайте американский пылесос "КИРБИ" - KIRBY. Назову лишь некоторые статьи: "Купите розовых слонов" Александра Шарапова, "Тест для простаков" Юрия Балабанова. Наивных горожан предостерегал и председатель местного объединения защиты прав потребителей Владимир Зяблицев в интервью нашей газете. Процитируем его слова: "Мы в тысячный раз говорим потребителям: будьте внимательными и осторожными. Пылесос - технически сложный товар, и просто так его вернуть или потребовать замены нельзя. А сам продавец навстречу тем, кто "передумал", не идет. На сегодня мы имеем несколько судебных решений по делу "КИРБИ", например, доказали, что он не является моющим. Однако их можно было избежать, если бы потребитель не делал покупку второпях, а подумал: действительно ли ему нужен дорогостоящий товар. Причем мы ведем большую информационную работу, многие интернет-форумы заполнены комментариями покупателей "КИРБИ". По всей стране технологию их продажи разворачивали буквально под копирку. Почему бы первым делом не прочитать договор, написанный мелким шрифтом? Там как раз и указано, что товар технически сложный, возврату и обмену не подлежит. Кроме того, пылесос на самом деле не моющий, тяжелый - весит более 11 килограммов, и очень шумный". Предупреждение прозвучало 16 марта прошлого года, но на удочку ловких продавцов, следует думать, попались именно те, кто газет не читает. Число покупателей растет в геометрической прогрессии, что заставило редакцию вновь обратиться к "пылесосному" вопросу.
"Панацея" от домашних забот
Примерно три года назад появилась в Магнитогорске добрая фирма, которая предлагала горожанам американские пылесосы по заоблачным ценам: почти четыре тысячи долларов, хотя подобное "пылесосное" счастье в интернет-магазине можно приобрети не более чем за тысячу зеленых, или 30 тысяч рублей. Однако не все горожане столь продвинуты в информационных технологиях, чтобы пользоваться услугами интернет-магазинов. А здесь - сервис на дому. Как не поверить, если услужливый молодой человек очень интеллигентной внешности такие чудеса про технику рассказывает. Повторимся, заострив внимание потенциальных покупателей на том факте, что продажи проходят по строго заданной технологии. Как правило, во второй половине дня, ближе к ночи, когда критические возможности мыслительной деятельности ослаблены. Как, например, в квартире Салии. "Представитель ООО "Эталон" Артем приехал с демонстрационным пылесосом, показал, как техника собирает пыль. Однако "моющие" свойства не показал, не захватил с собой какие-то детали, - утверждала на процессе Салия, - но обещал, что придет другой представитель и всему обучит".
К Илье "пылесосный" менеджер приехал в девять вечера. В течение часа потенциальному покупателю рассказывали о возможностях "КИРБИ". Чудо-технику можно использовать не только по прямому назначению, но и накачать надувной матрац, вмиг побелить стены, извести всех пылевых клещей, грибки плесени и даже прочистить засор! И это еще не все: пылесос можно использовать как массажер! Однако Илье, как и Салие, продемонстрировали далеко не все возможности, объяснив, что вся информация имеется на диске. Читай, изучай, осваивай!
Валерию и его супруге также показали "уникальные" возможности пылесоса: задаром почистили ковры. Потом стали уговаривать купить чудесный бытовой прибор. По словам Валерия, уговоры продолжались на протяжении нескольких часов. Договор он подписал под воздействием сильнейшего психологического давления. Однако стойкому покупателю удалось сбить цену со 130 тысяч рублей до 87.
Самые идеальные жертвы - пенсионеры. Проблем с оплатой нет. Банки безоговорочно ссужают старикам деньги, даже не проверяя их платежеспособность. Тоже продуманная технология. В материалах судебного решения имеется такая информация защитника истцов: "Торговая организация ООО "Эталон" сотрудничает с банками. На заявлениях клиентов ставит печать своей организации, поэтому банк не требует от клиента сведений о размере доходов". Пенсионерке Розе дали кредит, несмотря на то, что ее месячный доход не больше восьми тысяч рублей. Знакомый менеджер пообещал: если Роза купит пылесос, он поможет ей открыть дело "по выездной уборке жилых помещений", и Роза без проблем вернет долг: 120 тысяч 200 рублей. После подписания документов знакомый менеджер исчез.
Все истории покупателей, обратившихся в суд, похожи как две капли воды: вечернее время демонстрации товара, одна и та же вербальная информация о необычных возможностях пылесоса без демонстрации большинства функций. Все покупатели как один уверяли: на следующий день после подписания договора будто пелена с глаз спадала. Ладно бы, пылесос был действительно хорош. Однако, вчитавшись в руководство по эксплуатации, покупатели не находили в описаниях тех чудес, которые обещали продавцы. Производитель не говорил ни слова о том, что его "сложный бытовой прибор" уничтожает пылевых клещей, моет окна, прочищает засоры. Самое неприятное, что пылесос гудел как ракета, пугая детей и домашних животных. "Он тяжелый, неудобный в использовании, щетка для сбора пыли рассыпается на части. Как массажер и вовсе не годится. И самое главное - он не моющий. С помощью пены чистит лишь ворсовую поверхность ковров. Мы пытались с помощью "КИРБИ" вымыть полы, но безуспешно. Нам пришлось "вручную" собирать воду тряпкой", - жаловались незадачливые покупатели.
Безнадежная тяжба
Наиболее дальновидные владельцы ненужных пылесосов тут же обратились в суд, понимая, что деньги за технику рано или поздно востребуют. Не тут-то было. Предвидя вмешательство общества защиты прав потребителей, прокуратуры, полиции или суда, "пылесосная" фирма, как было сказано, имеет отработанную технологию не только продаж, но и защиты. На местах свои "фирменные" адвокаты без проблем выигрывают все иски. С 2009 года по настоящее время только судом Ленинского района рассмотрено 32 "пылесосных" дела!
Все речи представителя ответчика ООО "Эталон", в большинстве случаев это один и тот же человек, писаны как под копирку: "права покупателя не нарушены, товар продан надлежащего качества, покупателю переданы необходимые документы: гарантийный талон, заменяющий технический паспорт. Наименование товара в договоре указано в соответствии с сертификатом. Пылесос выполняет множество функций, поэтому в инструкции изготовитель называет продукцию системой ухода за домом, что не противоречит закону. Уровень шума работающего пылесоса не превышает допустимых санитарных норм, пылесос является моющим, что подтверждают сертификаты соответствия на указанную продукцию. Недостатки у товара отсутствуют".
Владельцы в голос кричат, что пылесос не моющий, но в сертификате указано - моющий, значит, моющий. Так что суды горожане проигрывают. Более того, сама фирма смело подает иски ко взысканию денег за бытовой прибор и выигрывает тяжбу. Документы, как было сказано, - комар носа не подточит.
Мало кто из потенциальных владельцев пылесоса догадывался, что стал жертвой сетевой манипуляции, которая накрыла не только Россию, но и страны СНГ. Набираем в поисковике КИРБИ и находим два миллиона сообщений. По адресу http://forum.omsk.com/">http://forum.omsk.com можно прочесть отзывы омских покупателей: "Уже несколько раз пришлось столкнуться с лохотроном "КИРБИ". Продавцы на дому с помощью НЛП-технологий (нейро-лингвистического программирования - Прим. авт.) заставляют людей покупать пылесосы по цене до 150000 рублей. При этом в качестве первоначального взноса готовы взять хоть 500 рублей. На остальное будет предоставлена отсрочка или рассрочка. На случай, когда человек одумался, что его развели как лоха - в договоре предусмотрено условие о тридцати-процентном штрафе от цены договора, если покупатель отказывается от покупки. Многие, я думаю, соглашаются и на это".
В Сети есть даже любительский фильм, на котором заснята процедура продажи. Авторы многосерийных мини-роликов говорят, что им удалось не подпасть под чары сетевого менеджера: "Сбить алгоритм программы нейролингвистического программирования". Заметим, текст менеджер обязательно должен проговаривать в заданной последовательности.
Правда, есть среди покупателей счастливчики, избавившиеся от "КИРБИ" и выигравшие почти безнадежную тяжбу. В этом случае у фирмы, действительно, промашечка вышла. Товар на складе закончился, и Владимиру в залог оставили демонстрационный образец. Однако суд посчитал это основанием для расторжения договора, хотя защитник фирмы утверждал, что Владимир уклонялся от получения нового пылесоса. Не удовлетворил суд и просьбу фирмы о взыскании с покупателя выплаты вознаграждения менеджеру: 12 тысяч рублей.
Вернемся к пользе чтения газет. Хотелось бы верить, что нашу статью примут к сведению потенциальные покупатели пылесоса. Ведь до сего дня фирма в Магнитке процветает. Доказательством могут стать новые иски, поступившие в суд Ленинского района, датированные февралем нынешнего года. Поэтому нелишне будет еще раз прочесть советы, которые размещены все на том же омском сайте: "Не вступать в телефонный разговор с оператором фирмы. Если договор заключен, сразу пишите и регистрируйте у них заявление о расторжении договора в связи с тем, что заключили его под влиянием заблуждения (могут быть другие причины). Обратитесь с заявлением в милицию о совершении против вас мошенничества. Не давайте телефоны своих знакомых или родственников, тем самым вы становитесь пособником "цыганят" с пылесосами".
Материал подготовлен на основе судебных решений суда Ленинского района Магнитогорска.