Читая приговоры по уголовным делам, невольно задаешься вопросом об адекватности людей, преступивших закон.
Безусловно, судебные медики признали их вменяемыми. Однако их деяния доказывают: либо не ведали, что творили - это и есть неадекватность, либо подвела самонадеянность - уверовали в безнаказанность. Что касается молодых, то психологи единодушны в одном: большинство представших перед судом не способны просчитать ситуацию, предположить возможные последствия, расплату за содеянное. Мыслят они исключительно категориями настоящего времени - здесь и сейчас. Страх дамоклова меча наказания почему-то им неведом. Причины подобных отклонений до сих пор не изучены. Одно можно сказать наверняка: не последнюю роль в судьбе молодых преступников сыграло время - перестройка, распад страны. Они - ровесники политических катаклизмов, словом, дети безвременья…
Уроженец Белгорода 26-летний Евгений работал автомехаником на одной из станций технического обслуживания. В феврале 2008 года владелица "ВАЗ-2109" сдала машину в ремонт. Когда все разумные сроки прошли, ни автомобиля, ни Евгения в мастерской не оказалось. Вскоре выяснилось, что автослесарь Женя сдал чужую машину в металлолом. Убоявшись ответственности, на работу не вышел, дома не появлялся. Бегал он от милиции около двух лет. Будучи пойманным, вину признал, написал явку с повинной, раскаялся и предстал перед судом.
Его обвинили в преступлении, которое квалифицируется частью 2 статьи 160 УК РФ - присвоение с причинением значительного ущерба гражданину. Приговорили похитителя к шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Кроме того, он обязан возместить почти 86 тысяч рублей - столько стоила похищенная "девятка".
Ровесник Евгения разнорабочий из Киргизии Шерали был осужден за тяжкое преступление - изнасилование. Таковые в городе не редкость, однако этот случай, иначе чем кощунством, не назовешь. Однако сам Шерали так не считал. Если верить его словам, в тот роковой для него день он узнал, что родители заболели, причем оба сразу. Занял он шесть тысяч рублей, отправил в Киргизию, а сам с горя напился, да так, что напрочь запамятовал последующие события. Восстановить его деяния помогли показания потерпевшей Надии Шариповны.
К работе она приступила затемно: пришла в "Чебуречную", взяла метлу и отправилась убирать прилегающую территорию. Неожиданно почувствовала железную хватку: сзади ее обхватили чьи-то сильные руки. Надия перепугалась, закричала. Неизвестный повалил на землю, пытался ладонями закрыть ей рот. Ни мольбы, ни крики не помогали. Незнакомец стал стягивать с нее одежду, пригрозил убить, если Надия не замолчит. Она просила отпустить, предлагала деньги. В ответ подонок с размаху несколько раз саданул кулаком по голове…
Сторож Татьяна от неожиданности открыла рот, когда на пороге "Чебуречной" показалась заплаканная, растрепанная и грязная Надия. Узнав, что дворника изнасиловали на рабочем месте, вызвала милицию.
Через несколько минут сотрудники ППС Правобережного РОВД С. Телегенов и Г. Кочетков были на месте преступления. Надия пересказала милиционерам все пережитые страсти, однако из примет насильника вспомнила лишь речь с акцентом да цвет куртки. Лица в темноте не разглядела.
В этот самый момент в кармане Надии раздался звонок сотового. Она вытащила розовенькую "раскладушку", вдруг вспомнив, что телефон, должно быть, выпал из кармана насильника. Когда он убежал, она нашла на земле дорогую вещицу.
По входящему звонку милиционеры определили адрес абонента - общежитие. В комнате пэпээсников встретил пьяный Шерали, который вмиг узнал свой сотовый и честно признался, что где-то его потерял. Привезли Шерали в "Чебуречную", Надия тут же опознала в парне насильника. Тот стал отпираться, но грязь на коленках брюк не оставила сомнений в его виновности. Во время следствия были проведены экспертизы, записаны показания свидетелей, доказывающие его вину. Шерали поначалу написал явку с повинной, от которой впоследствии отказался.
На первый взгляд случай банальный, если не считать, что преступление раскрыли по горячим следам, и что жертве насильника…73 года.
Положительные характеристики и первая судимость сократили срок наказания. Шерали приговорили к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии общего режима.
В отличие от первых двух преступников 32-летняя Татьяна Сергеевна - профессиональная воровка-карманница. Таких в преступной среде называют "щипачами". В 2008 году Татьяну осудили за кражу крупной суммы. Суд учел наличие на ее иждивении двух малолетних детей и вынес условный срок наказания. Татьяна от легких денег не отказалась и вновь пошла "на дело". Специализировалась дама на клиентах банков: туда люди с копейками не ходят. Таню поймали с поличным и вновь осудили, приговорив к двум годам в колонии-поселении. Пока шло следствие да вершился приговор, воровка, находившаяся под подпиской о невыезде, вновь оказалась в фойе одного из банков. На сей раз она вытащила из куртки потерпевшей 62 тысячи 500 рублей.
"Щипачку" схватили за руку, взяли под стражу. При вынесении приговора учли предыдущие сроки наказания и все те же смягчающие вину обстоятельства: двоих ребятишек. Наказание за все преступления скопом - три года в колонии-поселении.
Автор благодарит суд Правобережного района за предоставленный материал.