Всех женщин в детдоме называют мамами. Некоторые воспитатели одергивают сирот: лень вам по имени-отчеству, но уж будьте любезны! Валентина Сыроватко привыкла к тому, что 12 ребятишек из ее детдомовской семьи - так там называют каждую группу - обращаются к ней не иначе, как "мама". Скоро и окружающие будут звать ее так, лишь добавляя слово "приемная" - в начале декабря Валентина Васильевна вывела ребят из детдома в православный приют.
Самоделкины
- Знакомьтесь - Костик, любовь моя, - обращается она ко мне, обнимая 11-летнего паренька.
Костя - единственный, кого я застала в семье накануне переезда. Все остальные еще на занятиях. Валентина Васильевна рассказывает, как трудно было подвижному мальчишке найти общий язык с учителем в прежней школе и как сейчас он старается в новой. С гордостью показывает ей дневник: "Мам, за два месяца единственная двойка и та - за поведение".
- Парень смышленый, ручки без отвертки все разберут и соберут, - нахваливает его. - Велосипед умеет бортовать.
- А что это? - недоумеваю я.
- Костик, журналист не знает, как бортовать велик!
- Значит, поменять колесо: достать камеру, заклеить ее, - объясняет он.
Ремонтировать или мастерить что-то своими руками в этой удивительной семье - как само собой разумеющееся. Уметь создавать хорошее настроение себе и окружающим - второе ее негласное правило. Вот почему на днях рождениях только именинники имеют право сидеть сложа руки, на общих же праздниках все веселят друг друга и вручают самодельные подарки.
Свобода самовыражения
Неталантливых детей не бывает, нужно просто помочь каждому раскрыть и проявить себя, заявляют светила гуманной педагогики. Валентина Сыроватко подкрепляет их слова действиями.
- Это писанка, - показывает она живописные яйца на подставках, - а рядом - бисероплетение. Работа мелкая, но увлекательная. Рада начинает выплетать по яйцу Ганину Яму - девочка легко читает схемы, и пальчики у нее ловкие...
В ванной у них замочена глина, в шкафчике на полке - керамические поделки. Разбился фарфоровый чайник - не беда. Вместе с кружками и блюдцами его щедро украсят пластилиновыми аппликациями - и готов эксклюзивный сервиз! В общем зале детдома вывешены работы семьи в технике монотипия, а в компьютерном классе - выставка на тему храмового искусства в различных техниках: живопись, мозаика, изонить, графика, композиция из толстых плетеных нитей и рваных кусочков бумаги.
- Усидчивость развивается, а значит, будет и целеустремленность - ведь надо обязательно закончить картину, - добавляет Валентина Васильевна.
Чем-то одним заниматься ни ей, ни детям неинтересно. Год назад Юра Затолокин с Булатом Орозолиевым в учебном центре "Персонал" освоили компьютерные презентации. Самую первую "Дети солнца" - про свою семью в детдоме "Надежда" - делали долго, притом на чужом компьютере. Следующие - "Красная книга Южного Урала", "Отдых на Узяне", "Ремесло и традиции семьи" - щелкали уже, как семечки. За последнюю в конкурсе информационных технологий получили первое место и компьютер.
То же самое происходило с освоением внедетдомовского пространства. В лагере "Сосновый бор" воздух чист и сладок, гулять можно до вечера, но в саду у "мамы" лучше: кто на чердаке, кто на грядке занят. Один глубину меряет, другой на дерево забирается - в саду свободнее и легче во всех смыслах дышится. Длительные путешествия были детской мечтой, но с недавних пор, благодаря директору магнитогорской академии туризма Сергею Талызову и директору ООО "Курорт-транс" Владимиру Блинару, поездки в заповедный Узян и сплавы по Инзеру стали реальностью.
- Моя задача там - вкусно приготовить и даже не посматривать за детьми, а любоваться ими, - признается Валентина Васильевна. - Каждый быстро находит себе дело.
Друг Василич
На узяновской фотографии среди ребят замечаю мужчину с копной седых кудрей и роскошными усами. На другом снимке уже у всей компании появились усы - дети постарались в фотошопе.
- Это Василич. Наш друг.
...Два года назад взрослая дочь Валентины Сыроватко ехала на 24-м маршруте. На панели у водителя увидела Евангелие и сказала - ее мама тоже верующая, только что вернулась с могилы известного священника отца Мисаила в Белорецке и что скоро его канонизируют как святого. Александр Куксин попросил познакомить попутчицу с матерью. Потом пришел в гости к детям. Посмотрел, как живут, чем занимаются, и стал чаще бывать в детдоме. С тех пор он везде с ними. Вместе с Сыроватко подал документы на оформление приемной семьи.
- В основном ребятня ко мне обращается: "Василич". Если "дядя Саня" - это вообще круто, - смеется он. - У мальков проскакивает "папа", но они еще стесняются - нужно время. Но дело вовсе не в имени - ты меня хоть горшком назови... Я чувствую, что детям не хватает мужской энергетики, знаний. Помню, приехали за город, говорю им: "Пошлите в лес за дровами", а они: "Где же мы дрова тут возьмем?" Много наблюдал со стороны за их доверительными отношениями с Васильевной. Взять отдых в "Сосновом бору": если набрали 11 трехлитровок клубники и море груздей - так все варенья и соленья едят потом вместе. Пообщавшись с детьми, я теперь не могу предать их глаза, любовь, настрой. Я вижу свое будущее с ними.
По дороге к храму
Общая духовная составляющая приемных "мамы" и "папы" была связана не только с историей про отца Мисаила. Каждый, кто приходил в детдомовскую семью Сыроватко, во-первых, удивлялся иконам на стене, во-вторых, ощущал особую атмосферу спокойствия.
- Я с детства человек верующий, хотя, как и всем, приходилось в институте сдавать экзамены по атеизму, - рассказывает Валентина Васильевна. - К храму меня водила бабушка, она же передала икону, с которой шла под венец... Мне было не только интересно увидеть, как дети воспримут жизнь с Богом, но и хотелось их к этому ненавязчиво привести. И даже если бы они не стали православными, многовековые традиции страны, знакомство с архитектурой, живописью, музыкой - разве это не интересно?
Ребята ходили на экскурсии на Казачью переправу, гуляли по территории храмового комплекса, смотрели таинство венчания, участвовали в крестном ходе с мощами святителя Иоанна Златоуста и в паломнической поездке в Екатеринбург. Сейчас двое ребят - Юра и Булат - помогают батюшкам вести церковные службы, серьезнее других изучают православную литературу и мечтают стать священниками. Они не только знают и понимают смысл службы, но и сердцем принимают ее, уверена Валентина Васильевна.
- Когда из городского шума и хаоса попадаешь в необыкновенную тишину и уединение с природой, начинает проявляться благодать, - признается она. - Может, это самообман и звучит нескромно, но я считаю, что мои дети - другие. У них иначе светятся глазки, и ведут они себя не так, как остальные в детдоме.
Еще бы: не сквернословят, не воруют, пишут иконы, а понятие бедность объясняют как "отсутствие духовности". Детской иконописи мы посвятим отдельную статью. Скажем только, что освоить грандиозную по сложности технологию канонической писанки им помогла Татьяна Петровская, ставшая еще одним другом семьи. Теперь Татьяна Александровна занимается с детьми в приюте при храме Вознесения Господня.
Утро под колокольный звон
Приурочив официальное открытие приюта к великому празднику, название ему дали "Рождественский".
- В областной епархии есть опыт духовного шефства над сиротскими домами, но создание собственно церковного впервые состоится при нашем храме Вознесения Господня, - комментирует настоятель Вадим Деньгин. - Идея создания социального учреждения вынашивалась давно. Для этого мы имели прекрасное здание, которое первоначально задумывалось как центр милосердия. Но чтобы помочь детям, оставшимся без родителей, нужны были заинтересованные, проверенные люди. С Валентиной Васильевной мы знакомы около двух лет. Ее дети не просто посещали наш храм, но и участвовали в праздниках, занимались в воскресной школе. Никаких жестких рамок по воспитанию и ограничению духовной свободы в приюте не будет. Главное для нас - создать теплую, семейную обстановку и помочь ребятам в дальнейшем самоопределении. Думаю, им здесь понравится: просыпаться по утрам под звон колоколов и жить вдали от мирской суеты - об этом можно лишь мечтать.
Подробности об открытии первого на Южном Урале православного приюта читайте в январском номере.