Правоохранители по пальцам могут сосчитать случаи добровольной явки с повинной. Не в извращенном юридической казуистикой понимании, когда подозреваемого приперли к стенке железными уликами, а в истинном свете - искреннее признание и раскаяние. Один из таких редких случаев произошел 18 августа прошлого года. В отдел полиции № 8, Ленинский райотдел, пришел молодой человек и заявил о преступлении, в котором сам принимал участие, - убийстве неизвестного таксиста. Александр назвал имена подельников Алексея Зеркина и Петра Кокорина.
Оперативная группа выехала на место предполагаемой трагедии. Обшарили все кусты в тех местах лесополосы, на которые указывал Колычев, но тела не нашли. Парень оправдывался, говорил, что в тот день они сильно набрались.
Через несколько часов в дежурную часть Агаповского райотдела поступило сообщение: на трассе Магнитогорск-Белорецк, в трех метрах от дороги, обнаружили тело неизвестного мужчины. Неподалеку нашли покореженный автомобильный номер. Он помог установить личность потерпевшего - 24-летнего уроженеца Абзелиловского района Азата.
- В ходе оперативно-следственных действий нашли свидетеля: жительницу поселка Смеловский, - рассказывает замруководителя Орджоникидзевского межрайонного следственного отдела Михаил Огнев. - Женщина показала, что она находилась в поселковом магазине и видела, как в кучу песка на всей скорости врезалась белая "шестерка". Из машины вышли жители поселка Зеркин и Колычев, которые были в сильном алкогольном опьянении. Они приобрели спиртное и уехали. В этот же день подозреваемые были задержаны и под давлением улик написали явку с повинной.
17 августа прошлого года на дворовой скамейке троица пила горькую. Алексей Зеркин, Петр Кокорин по прозвищу Патрик и Александр Колычев. В какой-то момент их потянуло домой - в родной поселок Смеловский. Трястись на автобусе не захотели, договорились с частником. Благо, на привокзальной площади клиентов ждет целый парк такси. На трассе попросили водителя остановиться на минутку. Какие слова или события породили дикую мысль - убить таксиста и продать автомобиль, впоследствии они так и не вспомнили. Но в тот момент ни один из троих не возразил, не возмутился, не стал отговаривать от кровавой затеи. Вероятно, потому, что каждый из них был готов к преступлению. Алексей Зеркин трижды судим за грабеж. Первый раз условный срок получил за нанесение легкого вреда здоровью. Кокорин, или Патрик, получил срок за то, что чуть не отправил на тот свет человека. Второй приговор был за угон автомобиля. Колычев тоже имел опыт общения с правоохранителями.
Замысел обдумали и тут же стали готовиться. Отыскали орудие убийства - удавку. Прочный шнур из своих шорт вытащил Зеркин. Набросить веревку должен был Патрик. Сигнал к нападению - просьба Зеркина остановить машину.
Таксист, не ведая, что его несколько минут назад приговорили к смерти, нажал на газ. Зеркин и Патрик расположились на заднем сиденье, Колычев - рядом с водителем. Когда густые кустарники замелькали зеленой массой, Зеркин попросил притормозить. Азат заглушил мотор, и в ту же секунду его шею захлестнула удавка. Парень забил ногами, пытался дотянуться до ручки двери. Тщетно. Прочный шнур до крови впился в шею. В разгар яростной борьбы послышался страшный треск - водительское сиденье переломилось, и спинка упала назад. Патрик выволок все еще сопротивлявшуюся жертву на дорогу, затащил в кусты. Подскочил Зеркин, перехватил концы шнура и с силой затянул удавку. Почувствовав, что тело обмякло, разжал пальцы.
Колычев отыскал в багажнике отвертку, скрутил госномера и забросил в кусты. Туда же полетели водительские документы, пластиковый колпак с шашечным рисунком.
Хмельное сознание затуманило реальность, заставив поверить в собственную исключительность. На чужой машине королями прикатили они в родной Смеловск. Не сбавляя скорости, подкатили к магазину и врезались в огромную кучу песка. В магазине набрали водки. Денег не хватило. Добрая продавщица заняла крутым парням десять рублей.
Заехали в лесок, не спеша опорожнили бутылки. Августовская жара разморила, но задуманное надо довести до конца - пристроить машину. Решили вернуться в Магнитку. В семь вечера выехали на трассу.
…Азат не сразу осознал, что с ним случилось. Резкая боль не позволяла повернуть шею. Цепляясь за ветки, заставил себя подняться. Заслышав шум мотора, поспешил выйти на дорогу. Когда автомобиль приблизился, Азат похолодел, узнав свою "шестерку".
Завизжали тормоза, дверь распахнулась. Его схватили за ворот, втащили в салон и с силой ударили по голове. Проехав с километр, остановились. Зеркин извлек все тот же шнурок, захлестнул вокруг шеи таксиста и выволок живучего парня на обочину. Патрик достал перочинный нож, приставил к груди несчастного и с силой ударил по рукояти. Зеркин все туже стягивал концы удавки. Для верности Патрик резанул лезвием по шее…
Говорят, двум смертям не бывать. Случай с Азатом - уникальный. Казалось, он родился в рубашке - чудом выжил. Но у подонков и во второй раз не дрогнула рука.
Приехали в город. У заправки "Шурави" машина заглохла. Кончился бензин. Они без сожаления бросили ее на обочине, даже не вспомнив, что за груду железа убили человека.
Задержали убийц по горячим следам. На следствии они валили вину друг на друга. По странному стечению обстоятельств через год после убийства Азата умер Колычев. Дружки, представ перед судом, срочно поменяли показания, сделав усопшего главарем.
Совершив страшный грех, убийцы, как правило, каются. Многое бы они отдали, чтобы все исправить, повернуть время вспять, воскресить. Судьба дала убийцам шанс -
человек выжил. Он умолял отпустить, клялся, что никому не расскажет о случившемся. Пренебрегли. Второй раз убивали наверняка.
Судебная практика последних лет доказывает: за убийство дают не более 10-12 лет лишения свободы. Алексея Зеркина приговорили к 18 годам в колонии особого режима. Петра Кокорина к 20 годам в колонии строгого режима.
За "двойное" зверство отвечать следует вдвойне.
По материалам постоянной сессии Челябинского областного суда в г. Магнитогорске.