Традиционно в структуре продаж Группы ММК доминируют отгрузки в адрес российских потребителей: в 2020 году их доля достигла 68 процентов в общем объёме продаж. Ещё 12 процентов пришлось на рынки стран бывшего Советского Союза и 19 процентов – на покупателей вне постсоветского пространства.
«Российский рынок является более привлекательным для ММК в силу географического расположения компании в Уральском регионе РФ, где особенно востребована сталь, а также из-за удалённости региона от морских портов», – пояснил Игорь Сапожников. Благодаря широкой линейке металлопродукции, тесному сотрудничеству с клиентами, высокому качеству сервиса, коротким срокам поставки и выгодному географическому расположению ММК занимает лидирующие позиции на российском внутреннем рынке.
Тем не менее, для Группы ММК важен и экспорт: благодаря ему компания задействует все мощности и расширяет присутствие на зарубежных рынках, в том числе на рынках премиальной продукции. В продажах ММК на экспорт доминирует горячекатаный прокат – по данным Всемирной ассоциации стали (Worldsteel), наиболее востребованный в мире вид стальной продукции. «Спрос на эту продукцию остаётся стабильным и высоким», – подчеркнул Игорь Сапожников.
По итогам 2020 года наибольший объём экспортных продаж ММК пришёлся на страны Восточной Азии. Впрочем, ситуация меняется от года к году: компания придерживается гибкой экспортной политики и в случае неблагоприятных условий для продаж в каком-то из регионов может оперативно переориентировать поставки на другие рынки. Кроме того, дифференциация экспортных продаж помогает ММК снизить риски от потенциального изменения торгового законодательства в той или иной стране.
Важным событием с точки зрения продаж Группы ММК на внешние рынки стал запуск в июле 2021 года на площадке MMK Metalurji (турецкий актив Группы) в Искендеруне электросталеплавильного цеха с литейно-прокатным модулем. В 2021 году планируется произвести до 260 тысяч тонн горячекатаного проката; частично этот объём будет использован в качестве подката на дальнейших переделах (в производстве оцинкованного проката и проката с покрытием), частично – реализован на внутреннем турецком и экспортных рынках. Среди сильных сторон MMK Metalurji – уникальная для турецкого рынка линейка премиальной продукции, экологичное производство с низким уровнем выбросов парниковых газов и выгодное географическое расположение в непосредственной близости от стран Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. «Возобновление работы электросталеплавильного производства MMK Metalurji позволит Группе упрочить позиции на турецком рынке и повысить эффективность экспортных продаж за счёт расширения их географии», – отметил Игорь Сапожников.