Кредит за убийство
10 июня в зале постоянной сессии Челябинского областного суда проходило очередное слушание дела по заказному убийству. За решеткой двое мужчин и девушка. 49-летний Павел Тишин - плотный, с круглым лицом, до заключения под стражу занимал должность начальника цеха одного из коммерческих предприятий. 23-летний Андрей Постов - невзрачная серая личность. Мужскую компанию скрашивала Олеся Бровкина. 26-летняя брюнетка в цветастом сарафане вызывала в памяти героинь мексиканско-бразильских сериалов, что было, мягко говоря, не к месту. Хотя история, которую она заварила, имеет все основания быть положенной в основу бразильских телестрастей. Судите сами: жертва, то есть потерпевший, - ее родной брат Александр.
Сразу разобраться в ситуации и понять, кто кого заказал, зачем и почему - сложно. Лишь изучение материалов дела, свидетельских показаний и приговора создает объективную картину преступления.
Причина, заставившая Олесю искать киллера для брата, банальна - квартирный вопрос. В 2005 году Александра осудили, два года он находился в местах лишения свободы. Однако нары его не охладили, он грозился отомстить захватчикам его жилья. По слухам, во время его пребывания в колонии мать расширила свои квадратные метры за счет квартиры сына: совершила родственный обмен с двух- на трехкомнатную. Александр был человеком слова: вернулся и устроил сестре и матери головомойку, не преминув прибегнуть к демонстрации лезвия. Олеся решила брата нейтрализовать. Как гласят документы, сестренка желала, чтобы распоясавшегося братца "побили или сделали инвалидом". За помощью обратилась к знакомому Павлу Тишину. Тот подумал и решил "подкалымить". Через неделю Павел и Олеся встретились уже в статусе сообщников. Девушка передала Павлу ключи от квартиры брата и впервые увидела двух незнакомцев, которые тоже были в деле.
Павел думал неделю и наконец огласил стоимость услуги: 120 тысяч рублей. Откуда такие деньги у Олеси и ее матери, которые в то время работали в медицинском учреждении? Однако кухонные битвы братец устраивал периодически: выгонял жену и детей на улицу, и обездоленные вынуждены были искать прибежища в квартире свекрови. Разогнав семью, Саша созывал собутыльников и устраивал попойки. Чтобы приструнить хулигана, Олеся ходила к участковому, но тот мер не принял, даже в профилактической беседе с буяном отказал. Пришлось брать деньги в банке. Порциями: в одном - 50, в другом - 80 тысяч рублей. Знала ли мать, зачем дочке такая сумма? Вероятнее всего, знала, но домыслы к делу не пришьешь. Олеся убеждала следствие, что родительница и не догадывалась о ее намерениях.
Родиться в кольчужке
На этом этапе в дело вступает непосредственный исполнитель Андрюша по кличке Киллер. Личность во всех отношениях "замечательная". Он единственный из подсудимых, кто имел давние отношения с Фемидой: был трижды судим. Едва ему минуло 18 лет, как он жестоко избил собутыльницу. Отсидев два года, выбрал неправедный заработок: промышлял на комбинатских отвалах и был задержан за кражу металла. Получив год условно, продолжал испытывать судьбу. Не дождавшись окончания одного срока, схлопотал другой - угнал автомобиль. За все оптом получил почти три года колонии. Освободившись, взялся за ум - устроился охранником в одну из торговых точек. Настоящей семьей так и не обзавелся, жил в гражданском браке с молодой особой. Дама, имея инвалидность, не работала.
Экстрасенсы убеждены: имена и клички предопределяют судьбу человека. Андрея прозвали Киллером не за меткий глаз и твердую руку. По слухам, прозвищем наградили за привычку стрелять у приятелей сигареты. То ли кличка, то ли зоновское прошлое дали основание причислить Андрея к "взаправдошным" убийцам по найму. Эту должность ему определил дружок Гумер. Сам Гумер, занимаясь темными делишками, исполнял роль "директора" киллер-конторы. Он и поручил Андрюше выполнить первый заказ: убить коммерсанта.
В конце октября 2007 года подельники выследили бизнесмена. В салоне автомобиля Гумер передал Киллеру пистолет. В материалах уголовного дела есть свидетельство Андрея, который так воспроизвел сей судьбоносный момент: "Гумер достал пистолет, пояснив, что это боевое оружие, находится на боевом взводе. Чтобы выстрелить, его необходимо снять с предохранителя, нажать на курок и произвести выстрел". Ликбез для новобранцев. В действительности это был газовый пистолет ИЖ-79 - полный аналог макарова, переделанный в боевой. Однако в нашем случае подобное дилетантство благословенно. Киллер стрелял в коммерсанта почти в упор - на расстоянии трех метров. Тот был ранен в спину, но выжил.
Денег Андрюше не дали. Гумер сказал, что заказчики отказались платить "за грязно выполненную работу".
Охранник затаился, милиция на его след так и не вышла. Через месяц, накануне нового 2008 года, Гумер подыскал ему очередную работенку: расправиться с Александром. На этот раз пообещал, что гонорара хватит и на съем квартиры, и на житье-бытье. По прикидкам Андрюши, денег ему должны были отвалить ничуть не меньше 20 тысяч рублей. Только на этот раз надо было инсценировать пьяную драку, поэтому орудием убийства должен стать клинок. Зарезать так зарезать - "профессионалу" Андрюше все равно: холодным оружием он владел столь же мастерки, как и огнестрельным.
На старенькой "Волге" Гумер привез охранника к дому жертвы. Когда буйный братец вышел из дома, Киллер подскочил, взмахнул лезвием и, метя в сердце, ударил. Клинок соскользнул, но жертва кровью не облилась, даже на ногах устояла. Киллер собрался духом и сцену доиграл до конца, выпалив заготовленную фразу: "Ты мою жену знаешь?" Пусть братец ломает голову, вспоминая, кто из обманутых мужей решил свести с ним счеты. В эту минуту к подъезду подъехало такси. Перепуганный Александр помахал пассажирам рукой, давая понять, что наконец-то прикатили долгожданные гости. Киллер быстренько ретировался, забежал за угол, где его поджидал Гумер. Взревел мотор, и "Волга" унеслась в темень.
Александр родился в рубашке. Удар лезвия лишь напугал буяна. Спас сотовый телефон, который перед выходом он положил в левый нагрудный карман.
С момента покушения прошло недели две. Александр в милицию не побежал, решив, что ревнивец более не решится чинить разборки. Однако Павел Тишин, не желая упускать вожделенного заработка, стал настаивать на убийстве буйного братца. На этот раз он с Гумером продумал и детально подготовил операцию. Гумер внедрился в круг приятелей Александра, что было нетрудно: пьющие люди демократичны. В условленное время Тишин привез Киллера к дому жертвы. Шел третий час ночи. В это время Гумер пытался вырвать Сашу из теплой компании собутыльников. Чуть ли не силой он затолкал хмельного в салон и привез к дому.
Саша вошел в подъезд и почти столкнулся с человеком, который держал в руке черный пакет. Саша вспомнил: именно этот тип две недели назад напал на него с ножом. "Что ты тут делаешь?" - заорал Александр, направляясь к лифту. В следующее мгновение незнакомец вскинул руку с пакетом и раздался страшный грохот. Саша упал, застонал и закрыл глаза. Неизвестный бросился прочь…
Услышав, как хлопнула подъездная дверь, Саша, зажав рану на шее, кое-как добрался до лифта. На следствии он скажет: "Я тогда прикинулся убитым". Это и спасло ему жизнь.
Родственники были дома и тут же вызвали скорую. Пуля перебила артерию и аорту, раздробила ключицу и ребро, но медики вытащили Сашу с того света. Неудавшееся "ножевое" покушение доказало: он родился в рубашке. Когда и второй раз он обманул смерть, можно сказать: вместо рубашки была кольчужка.
Торпеда
Далее киллерская группа предприняла действа, которые невозможно объяснить логикой. Еще до покушения Гумер сообщает Киллеру, что вынужден будет его сдать. А как же иначе? Его, Гумера, первым потащат в милицию: ведь именно он подвез Александра к дому. Операм он признается, что вооружил Андрюшу обрезом якобы для того, чтобы тот поквитался с любовником жены. Нонсенс, но Андрюша соглашается быть козлом отпущения! На зоновском сленге такого "соглашателя" называют торпедой - это низовая чернь, которая берет всю вину на себя и отбывает немалый срок, в то время как боссы снимают сливки.
На судебном процессе Андрей объяснил, почему безропотно согласился исполнить чужую волю: смертельно боялся Тишина. Когда охранник узнал, что жертва осталась жива, понял: если первыми его найдут боссы из киллер-конторы, не видать ему белого света.
Боссы действительно засуетились. Гумер и Тишин дружили домами, то есть семьями. После покушения супруга Гумера Зина свидетельствовала: друзья активно разыскивали охранника, "чтобы убрать". Тишин предупредил Гумера: если он хоть слово пикнет жене, отвечать будут их дети. Но супруга все знала, даже то, что Тишин так и не расплатился с ее мужем. Вскоре Гумер скрылся из города. 20 января его тело нашли в Карталах. Убили Гумера на пятый день после неудавшегося покушения на буйного брата.
Во время судебного процесса охранник Андрюша отказался от показаний, данных во время следствия: он отрицал, что выстрелил в бизнесмена. Признавая вину в киллерской эпопее с Александром, заявил, что не желал ему смерти и не имел умысла на убийство (?)
Деяния Олеси Бровкиной суд квалифицировал как "подстрекательство при покушении на убийство". Кстати, если верить ее словам, то заказ она так и не оплатила. Когда Тишин предъявил ей счет, девушка сказала, что все деньги отдала за лечение родного брата.
Тишин отрицал свою вину, даже такой очевидный факт, как "доставку" Андрея к месту покушения. Но суд посчитал, что его вина как организатора покушения доказана.
Буйный брат простил родственников, как мог выгораживал несмышленую сестренку, убеждая суд в ее невиновности. А иначе чем можно объяснить такое упорство известных личностей, которые больше месяца пытались оправить его на тот свет? На процессе брат чувствовал себя королем. В кои-то веки он оказался в роли потерпевшего и был преисполнен чувства собственного достоинства, что выражалось в беспрестанных претензиях и ходатайствах.
При вынесении приговора суд учел, что Андрей Постов имеет непогашенную судимость. Павел Тишин предоставил всевозможные справки, согласно которым на его руках не только несовершеннолетний ребенок, но и престарелые родители, ко всему он имеет букет хронических заболеваний. Больше всего плюсов набрала Олеся Бровкина: о ней тепло отзывались бывшие сослуживцы, она написала явку с повинной и способствовала раскрытию преступления. Да и брат на нее зла не держал. Моральный иск в миллион рублей он предъявил Тишину и Постову. Суд снизил сумму до 500 тысяч, взыскивать которую будут только с Постова. Его приговорили к 16 годам лишения свободы, Павел Тишин получил восемь, Олеся Бровкина - три года.
Имена и фамилии изменены. Автор благодарит постоянную сессию Челябинского областного суда за предоставленные материалы.