Невыполнение требований законодательства может привести к существенным материальным потерям для продавца.
Напомним, что в соответствии с законом в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе потребовать: замены на товар этой же марки или артикула; замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков.
В соответствии с преамбулой к закону "О защите прав потребителей" под недостатком товара понимается несоответствие данного товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и описанию при продаже товара. Право выбора вида требований, которые могут быть предъявлены продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю.
Один нюанс. Если потребитель предъявил требование о замене товара с недостатками на товар той же марки, но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки, обязательство продавца прекращается в связи с невозможностью исполнения, и потребитель вправе предъявить иное требование. Бремя доказывания невозможности замены товара вследствие обстоятельств, за которые не может отвечать продавец, а также бремя принятия им всех необходимых мер для выполнения требований потребителя в указанных случаях лежит на продавце.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы либо предъявить требование о его замене только в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. Причем неважно, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара.
Если же недостаток товара обнаружен позднее, требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных законом "О защите прав потребителей" сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением правительства.
Следует констатировать, что споры между продавцами и потребителями на возврат или обмен товаров в случае обнаружения недостатков по качеству возникают в основном именно в отношении технически сложных товаров. А первое место среди них занимают судебные споры при купле-продаже транспортных средств. В каких же случаях покупатель, обнаруживший его недостаток по истечении двухнедельного срока, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы либо предъявить продавцу иные требования? И когда продавец может не бояться претензий потребителя?
В законе "О защите прав потребителей" дано следующее определение: существенный недостаток товара - это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения. В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства, регулирующего отношения в области защиты прав потребителей, а также учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, Пленум Верховного суда РФ дал разъяснения каждому из перечисленных в определении критериев.
Неустранимый недостаток товара - недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению, то есть ремонта. Недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования. При этом в отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств. Недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный 45 днями срок устранения недостатка товара. А если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом. Недостаток товара, выявленный неоднократно, - различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора. Недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
В отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара - работы, услуги - более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.
И последнее. Если предметом судебного разбирательства является нарушение прав потребителей, приобретших технически сложные товары, в которых используется программное обеспечение, следует иметь в виду, что требования граждан к качеству программного обеспечения, используемого в таком товаре, например к операционной системе, - должны рассматриваться как требования к качеству товара в целом, с учетом его потребительских свойств.