Думы работают не покладая рук, принимают десятки законов, но есть сферы жизни, где явно ощущаются пробелы в законодательстве. Одна из сфер - потребительские кооперативы, в частности гаражные, во многих из которых давно пора навести порядок. То в одном, то в другом ГСК возникает конфликт, делёжка власти, возмущение участников по поводу того, куда тратят их взносы. Поводом для обращения к этой, честно говоря, довольно неблагодарной теме, где сроду не найти правды, послужило письмо в редакцию. С него и начнём.
"Что происходит в ГСК "Металлург-3"? Этим вопросом задаются владельцы гаражей, рабочие и ветераны ММК, поскольку опасаются за сохранность автотранспорта и содержимого в погребах.
ГСК "Металлург-3" - один из самых больших в городе, поскольку имеет около пяти с половиной тысяч боксов. Нетрудно посчитать, что годовой бюджет кооператива - 12-14 миллионов. Не удивительно, что такие большие средства привлекают непорядочных людей, которые, чтобы завладеть властью, не брезгуют ничем. А как иначе расценивать то, что происходит? Проводят собрания с фальсификацией кворума, нарушением устава ГСК, завладевают правлением. Эта наработанная схема существует давно - кто наглее, тот сильнее. Давно уже не девяностые годы, когда между конфликтующими сторонами были перестрелки, к уголовной ответственности за растрату и присвоение денежных средств привлекались председатели гаражных кооперативов, бухгалтеры, кассиры. Прошло два десятка лет, а беспредел в гаражном хозяйстве продолжается.
В 2017 году законного председателя Владимира Лосева и правление сместили люди, которые не имеют никакого отношения к ГСК "Металлург-3". Нарушили устав, в котором председатель избирается один раз в пять лет: в 2019 году по надуманным мотивам провели собрание с членами ГСК, собрав около 40-50 человек, и путём фальсификации кворума в очередной раз незаконно захватили правление. А дальше ещё интересней: безосновательно повысили членские взносы на 500 рублей, как следствие - "подросла" заработная плата председателя - до 52 тысяч рублей, заместителя - до 47 тысяч, бухгалтера - до 46 тысяч рублей. Работа не пыльная, а главное - никем не контролируется: приехал-уехал. Бухгалтер вообще не находится на территории ГСК - у него нет рабочего места, но табель учёта рабочего времени ведётся строго по восемь часов. Такой работе можно только позавидовать.
Владимир Лосев не согласился с этим подходом и подал иск в суд о нелигитимности нового правления. Суд согласился с доводами, что автоматически вернуло Лосева на место председателя. Считаясь юридическим лицом, Лосев пытался войти в помещение правления, чтобы иметь возможность выполнять свои функциональные обязанности, но получил резкий отпор. Больше того, ему угрожали расправой и даже разбили гантелей кисть руки.
Ситуация имеет продолжение: нелегитимные члены правления игнорируют решение уже четырёх судов. Но чтобы удержать власть и обойти закон, они каждый раз вновь и вновь незаконно проводят собрания и избирают себя в правление ГСК. Таким образом, временно до очередного суда становятся юридическим лицом. И этот "трюк" проходит, потому что налоговая служба принимает протокол и ставит на учёт. Так и "летают" права на руководство кооперативом, как пинг-понг.
В настоящее время в правлении ГСК "Металлург-3" создалась чрезвычайная ситуация: кооператив на грани банкротства, обнулён расчётный счёт в банке и в кассе, у "захватчиков" не только нет денег на охрану, но и на другие платежи, включая собственную заработную плату. Члены правления ждут весны, когда традиционно начинают поступать взносы за гаражи. За три года не проведено ни одной должной ревизионной комиссии. А ведь подобной ситуации кооператив "Металлург-3" не помнит за всю свою историю.
Вопросов немало. Куда делись деньги? Кто и куда их потратил? Когда будет положен конец беспределу? Эти вопросы заданы не только "в пустоту". Как следствие, после обращения к прокурору области возбуждено уголовное дело за хищение денежных средств. Надеемся, что ситуация сдвинется с мёртвой точки.
Владимир Михайлов, член ГСК "Металлург-3", заслуженный ветеран МВД РФ,
бывший начальник ОБЭП ОВД по Ленинскому району, подполковник милиции"
Почему-то кажется, что в сложившейся ситуации и те, и другие хороши. И не могу обойтись без своего коронного вывода: все участники конфликта явно преследуют какие-то интересы, иначе зачем тратить столько сил на борьбу. Ну не поверю никогда, что исключительно ради справедливости, ратуя за то, чтобы каждая копейка взносов была потрачена исключительно на добрые дела. Впрочем, раз дошло до расследования, глядишь, что-то и прояснится - не будем забегать вперёд, подождём развития событий.
Поскольку считаюсь также участником гаражного кооператива, только другого, скажу о своих наблюдениях. Три года назад была на собрании в ГСК "Сталевар". Набилось нас в каморке сторожа человек семь-восемь.
Вы говорите 50 человек - и собрание нелегитимное? Тогда у нас был просто междусобойчик.
Тем не менее опротестовывать его решение, а это было ни много ни мало - переизбрание председателя, никто не стал. Хотя вопросы были и остаются до сих пор. Например, почему бухгалтер не даёт полного отчёта о хозяйственной деятельности, отказывается вывесить его на всеобщее обозрение? Это ведь наши деньги они тратят. Почему за всю зиму трактор для чистки снега нанимают лишь тогда, когда уже его некуда складировать и машины начинают застревать? Более того, ни прошлый, ни позапрошлый год не было собрания вообще - ну или от меня это тщательно скрыли, что вряд ли. Как следствие, можно сделать вывод, что и оснований устанавливать взносы у правления нет - никто на новый год решения об их размере не принимал.
Разве из этого нельзя также сделать вывод, что налицо ряд нарушений, позволяющих усомниться в компетенции председателя и его команды? Конечно, воевать в ГСК "Сталевар" пока никто не собирается. Но это вовсе не даёт карт-бланш руководству делать всё, что заблагорассудится и думать, что на них управы нет. Есть управа - сейчас расскажем, где её искать.
Основной правоустанавливающий документ для кооперативов - Гражданский кодекс РФ. Из-за плохой проработки норм, касающихся гаражно-строительных кооперативов, возникает очень много неясностей при разборе спорных случаев, адвокаты оперируют законодательными актами, которые нельзя применять для гаражных кооперативов. Как следствие, вердикты суда иногда носят субъективный характер.
Проблема заключается в том, что гаражно-строительный кооператив не считается коммерческой организацией, а большинство действующих нормативных актов касаются преимущественно коммерческих структур. Также ГСК нельзя признать саморегулирующей организацией и использовать законы, разработанные для подобных структур. Вот и получается, что статус и работа кооперативов зависят исключительно от содержания его устава, с той оговоркой, что не должно быть противоречий с законодательными нормативными актами страны.
Основной инструмент регулирования отношений между членами ГСК - общее собрание. То есть только в его компетенции принятие устава, переизбрание председателя и членов правления, формирование ревизионной группы, решение текущих вопросов, включение новых участников и исключение из состава ГСК.
В 2014 году в Гражданский кодекс внесены изменения - появилась глава "Решение собраний", определяющая, какова должна быть численность участников ГСК, которые смогут принимать какие-либо решения во время их сбора. Чтобы собрание было признано легитимным, на нём должно присутствовать не меньше 50 процентов от общего количества кооператоров. Это непросто, потому что требует дополнительных средств на организацию мероприятия, аренду помещения. Но эти сложности - вовсе не повод совершенно ничего не делать или собираться в сторожке охраны и принимать десятком голосов решения за несколько сотен человек.
Ревизионная группа должна создаваться, когда у членов кооператива есть подозрение, что председатель и правление допустили неправомерные действия.
Это касается управления финансами, общим имуществом. Если руководство халатно относится к уборке снега или мусора с территории, это нарушение прав потребителей и пренебрежение правилами пожарной безопасности. Доказать нарушение можно свидетельствами других членов кооператива, фотографиями, видеосъёмкой, протоколом общего собрания пайщиков, которое должно проводиться в ГСК раз в год. Всё это надо будет приложить к заявлению, написанному в свободной форме, и направить его прокурору. Туда же, как и в полицию или налоговую, можно направить заявление, если председатель недобросовестно выполняет свои обязанности, превышает полномочия, замечен в предпринимательской деятельности на территории кооператива. Конечно, всё это нужно будет аргументировать. В конфликтных ситуациях нужно действовать по обстоятельствам и соразмерно степени тяжести нарушений - иногда привлекать органы, а иногда просто инициировать и выбрать другого председателя, ведь это законное право собственников гаражей.