С 1 марта товарищи милиционеры стали называться господами полицейскими.
И вот минуло более десяти месяцев, но в Следственных комитетах и судах все еще расследуют и рассматривают дела, фигурантами которых являются бывшие милиционеры. В настоящее время Орджоникидзевский Следственный комитет направил в суд обвинительное заключение в отношении стража порядка, которому вменяют преступление, инкриминируемое частью 1 статьи 307 УК РФ "Заведомо ложные показания". По словам следователей, статья почти "нерабочая". Не потому, что ложные показания - явление редкое. Напротив, чуть ли не на каждом судебном процессе звучит ложь: в защиту друга, родственника, товарища. Лгут из чувства солидарности и корпоративных интересов. Не пугает даже уголовная ответственность за дачу ложных показаний. Со спокойной совестью лжецы ставят подпись, документально заверяя, что предупреждены о таковой. Суды не связываются с обманщиками, чтобы не загружать своих коллег и следствие. Обычно в судебных актах можно встретить такую фразу: суд критически относится к показаниям имярек.
"Ласточка" в подвале
Во имя кого пошел на преступление 27-летний Руслан - инспектор взвода отдельного батальона патрульно-постовой службы? Защищал сослуживца Джамбула, которого обвиняли в превышении должностных полномочий.
Инцидент произошел в сентябре прошлого года. В восемь вечера Владимир вышел из дома, чтобы закрыть стоящий неподалеку столярный цех, в котором работал. По его словам, был он трезв, шел по делу и никого не трогал. К нему подошли двое сотрудников милиции, патрулировавшие район, и заявили: мол, задерживают они гражданина и просят пройти в райотдел.
Препроводили Владимира в подвальное помещение, где обычно составляют протоколы на хулиганов и жуликов. На запястьях защелкнули наручники. Просьба объяснить причину задержания разгневала милиционера Джамбула. На чем свет стоит стал он поносить задержанного. Владимир вскочил со стула, не выдержав особо грязного оскорбления. Завязалась словесная перепалка. Владимира повалили лицом на пол. Джамбул схватил его за ноги, протолкнул стопы под наручники. На сленге такое положение тела называют "позой ласточки". Владимир скрипел зубами от боли, а Джамбул преспокойно составлял протокол за административное нарушение: якобы задержали за появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения. Потом Джамбул пнул его так, что Владимир, ударившись головой о бетонный пол, потерял сознание. Закончив писанину, блюститель порядка перевернул строптивца на бок и несколько раз ударил кулаком по телу. Насладившись чувством превосходства, он наконец-то освободил Владимира. Ему помогли сесть на стул. Наручники же сняли лишь перед тем, как вывести из подвала.
У Владимира на руках были медицинские документы, подтверждающие факт избиения. Он обратился в прокуратуру, просил возбудить уголовное дело. Дело возбудили, и потянулись к Владимиру просители от Джамбула: предлагали 200 тысяч рублей за то, чтобы забрал заявление.
Во время следствия Джамбул нарисовал иную картину происшедшего. Задержали-де Владимира за то, что от него исходил запах алкоголя. В райотдел доставили потому, что грозил сотрудникам милиции отстранением от работы, бранился. В подвале тоже вел себя буйно: мешал составлять протокол, сам бросился на пол, чтобы набить шишек. Милиционеры усаживали его на скамью, но задержанный упорно падал на цементное покрытие, стараясь изувечиться.
Следствие допросило всех, кто в тот вечер присутствовал при инциденте. 9 ноября на предварительном следствии свидетель Руслан утверждал: Джамбул насилие к Владимиру не применял, телесные повреждения появились "в результате собственных неосторожных действий". Свои показания он подтвердил на очной ставке с потерпевшим. Стоял на своем и в суде: не бил Джамбул задержанного, тот сам себя изуродовал.
Кроме милиционеров были допрошены другие люди, которые видели Владимира до "составления протокола" и после. Они подтвердили: Владимир вышел из подвала с опухшим лицом, с шишкой на лбу, в грязной рваной одежде. Кроме того, судебно-медицинский эксперт указал, что перечисленные в документах телесные повреждение не могли образоваться в результате падения человека; раны, синяки, ушибы появились в результате воздействия "твердого тупого предмета". К таковому можно отнести, например, форменную обувь.
Джамбул был признан виновным и приговорен к трем годам лишения свободы в колонии общего режима. Таким образом, ложные показания Руслана доказаны приговором Орджоникидзевского суда. Покрывая Джамбула, его сослуживец был убежден, что защищает честь мундира, отстаивает корпоративные интересы. В действительности - продемонстрировал круговую поруку. Суд критически оценил его показания. Следствие, имея на руках пакет документов, подтверждающих лживость слов свидетеля, возбудило уголовное дело. Во время следствия Руслан выбрал странную позицию. Обвинение во лжи не признал. При этом заявил: он вовсе не утверждал, что Владимир сам изувечился.
Наивно полагать, что предстоящий процесс искоренит ложь свидетелей и очевидцев. Но хотя бы создаст прецедент: ведь безнаказанность поощряет обманщиков. Нижний предел наказания по первому пункту 307 статьи определен штрафом в 80 тысяч рублей, верхний - обязательными работами от 180 до 240 часов, либо исправительными работами до двух лет, либо арестом до трех месяцев. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов загубленную карьеру. Незавидна участь тех, кто получит срок по уголовной статье.
Синяк от водителя Вани
Граждане в долгу перед стражами порядка не остаются: ругают, угрожают, нападают, избивают. В апреле прапорщик Василий Л. и сержант Алексей Г. патрулировали территорию в районе улицы Бориса Ручьева. Визг тормозов и сигналы машин привлекли их внимание. Молодой человек пытался перейти дорогу в неположенном месте. Он едва держался на ногах. Полицейские поспешили к нарушителю, представились. Тот дыхнул стойким перегаром. И без алкотестера было ясно, что молодец в дымину пьян. На требование предъявить документы он ответил трехэтажным отказом. Полицейские призвали хулигана к порядку и "решительно потребовали прекратить противоправные действия". Выслушав ответную реплику, вызвали патрульный экипаж. Молодца доставили в отдел полиции, чтобы установить личность и составить протокол об административном правонарушении.
Хулиган продолжал буйствовать, поносил стражей порядка, отказывался назвать имя, рвался вон из кабинета. Когда прапорщик Василий в очередной раз усадил его на стул, тот вдруг неожиданно ударил полицейского кулаком в глаз. Замахнулся было вновь, но стражи мгновенно закрутили ему руки за спину, надели наручники. Протоколом дело не обошлось. 28-летний водитель Ваня, который так хотел остаться инкогнито, перешел в иной статус: теперь его обвиняли в уголовном преступлении, которое подпадало под часть 2 статьи 318 УК РФ - "применение насилия, опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей". Закон строго наказывает за нападение на стража порядка: от пяти до десяти лет лишения свободы.
Полицейского на скорой помощи доставили в больницу, наложили швы, поставили диагноз: ушибленная рана лица. Иван во время предварительного следствия отрицал вину, утверждая, что сотрудники полиции первые начали: в ответ на его сквернословие несколько раз ударили резиновой дубинкой по спине. Он, естественно, дал сдачи. Сопротивляясь, случайно попал полицейскому в глаз. Документально подтвердить свое заявление не смог: следы ударов у медиков не зафиксировал, потому что сразу уехал домой в деревню.
"Собачье" орудие рецидивиста
Из своих 50 лет рецидивист Касимов почти половину провел за решеткой. Последний, условный срок, получил в прошлом году, однако неволи не боялся, продолжая пить, дебоширить и притеснять своих близких. Сентябрьской ночью он с ножом погнался за дочкой сожительницы. Та вызвала наряд полиции. Лейтенант Артур Закарин и старшина водитель мобильного взвода Сергей Габитов прибыли в поселок Димитрова, где бесчинствовал Касимов. Войдя во двор частного дома, полицейские увидели буяна. В руках он сжимал нож. Стражи порядка потребовали прекратить противоправные действия, бросить нож и подойти к ним.
Рецидивист и не думал сдаваться. Он кинулся к собачьей будке, схватил огромного пса за ошейник. "Вооружившись" ножом и собакой, стал кричать, что спустит зверя, если незваные гости сделают хоть шаг. Габитов и Закарин предупредили, что применят физическую силу и огнестрельное оружие. Видя, что полицейские настроены решительно, рецидивист отстегнул у пса ошейник. Вместо того чтобы кинуться на защиту хозяина, перепуганная собака умчалась на улицу.
Касимов, зажав в руке лезвие, медленно приближался, обещая, что его притеснители умоются кровью. Артур схватил подвернувшуюся под руку лопату и пытался выбить нож у рецидивиста. Но тот ловко уворачивался, продолжая наступать на полицейских. Зная его зоновское прошлое, они понимали, что в гневе пьяный рецидивист может решиться на крайний шаг. Сергей предупредил отморозка, что вынужден применить оружие. Угроза не остудила зэковского пыла. Касимов то отступал, то приближался, не переставая размахивать лезвием.
Вдруг Сергей, запнувшись о корягу, упал. Касимов бросился на полицейского. Артур замахал лопатой, не давая подойти к напарнику. Лезвие лопаты оставило кровавую полосу на щеке Касимова. Он отступил, выбежал со двора и помчался по улице. Полицейские бросились следом. За опасной ситуацией, как за спектаклем, наблюдали две женщины и молодой парень. Когда беглеца догнали, он обернулся, выставил нож и заорал: "Не подходи, убью!" Резкий удар заставил рецидивиста разжать пальцы и выронить орудие - молодой человек, улучив момент, незаметно подкрался сзади и ударил лопатой по руке. Полицейские навалились на Касимова, закрутили руки, защелкнули наручники.
Во время следствия рецидивист вину признал и раскаялся в содеянном, хотя, по его словам, он не помнит ночного происшествия. Свидетельства соседей и родственников помогли воссоздать картину случившегося. Теперь к статьям за воровство, грабеж, нанесение тяжких телесных повреждений добавится и угроза применения насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Автор благодарит Орджоникидзевский межрайонный СО СУ Следственный комитет РФ по Челябинской области за предоставленный материал.