Ведь сегодня, по словам главы Ассоциации по защите прав автострахователей Максима Ханжина, потерпевшие в ДТП получают от страховой компании лишь 30, максимум 50 процентов от реальной суммы ущерба.
Остальную сумму страховая компания возвращает только через долгий и муторный судебный процесс. Причём ещё пять лет назад в суд обращался каждый восьмой, а сейчас это уже каждый третий-четвертый страхователь. То есть всеобщее недовольство работой страховых компаний налицо.
При этом сегодня существуют совершенно разные подходы к оценке ущерба: это и устаревшая, самая неудачная методика Минтранса, и ещё четыре документа, рожденные, честно говоря, неизвестно кем и когда. В итоге в области оценки царят хаос, анархия, суды завалены делами по автострахованию. Эксперты, работающие на страховщиков, значительно занижают суммы, а эксперты, сотрудничающие с юристами, защищающими права потерпевших в ДТП, наоборот, значительно завышают суммы ущерба.
Максим Ханжин приводит простой пример. Недавно эксперты его ассоциации рассматривали дело владельца BMW 5-й серии 2008 года выпуска. В авто среди прочего были повреждены датчики системы парковки. Так вот, в отчете независимой экспертизы по направлению страховщика было указано, что они стоят 2000 рублей. Потерпевший обратился в другую экспертизу, которая указала, что эти детали стоят по 13000 каждая. Так как повреждены были четыре датчика, разница в сумме ущерба только по этой позиции составила 52000 "деревянных". Когда третьи эксперты проанализировали цены на эти запчасти, то пришли к выводу, что средняя цена данной детали в столичном регионе составляет 4500 рублей.
Стоимость детали может быть завышена за счет, например, дорогой доставки (скажем, самолетом за один день). И для того чтобы избегать подобных противоречий, как воздух необходима единая методика оценки ущерба при ДТП. Это и стало главной темой для обсуждения на заседании экспертного совета РСА. Точнее, обсуждали уже созданную страховщиками методику, которая в том числе будет включать груду ценовых справочников, касающихся стоимости запчастей, лакокрасочных материалов и нормо-часов. Содержащиеся в них показатели будут определяться по 12-ти экономическим регионам России и станут содержать более 80 млн. записей.
И все бы хорошо, но главное, на чем настаивают страховщики, - оценка по-прежнему должна производиться с учетом износа деталей. То есть если не ржавое и совершенно целое крыло вашей десятилетней машины однажды превратит в хлам какой-нибудь грузовик, страховая компания по ОСАГО выплатит не более десяти процентов стоимости такой же новой детали. Якобы кузовная деталь вашей машины была "изношена". Поэтому, кстати говоря, страховщики на дух не переносят предложений законодательно дать возможность автовладельцу возможность выбора: получить компенсацию по ОСАГО деньгами или в виде ремонта. Ведь в последнем случае излюбленный страховщиками фокус с "износом" уже крайне сложно исполнить. И если предложенная РСА методика станет законодательно единственно верной, то фактически будет узаконен маразматический подход страховщиков, делающих вид, что в любом магазине можно приобрести, скажем, новое автомобильное крыло, изношенное на 90 процентов. И тут уже никакой суд не поможет. И, как показалось вашему корреспонденту, этот подход останется незыблемым. А значит, все остальные нюансы ремонтного ценообразования (чинить авто оригинальными запчастями или неоригинальными, учитывать региональные особенности или нет и так далее) - не более чем дымовая завеса для дальнейшего получения страховщиками сверхприбылей.
А они и без того колоссальны - по предварительным данным, за 2013 год страховые компании должны отчитаться о сборе примерно 134 млрд. рублей и выплате в счет возмещения ущерба по ОСАГО лишь 76 млрд. - то есть почти вдвое меньше собранного.