Левобережный Дворец культуры металлургов по сей день ассоциируется с именем Надежды Рытовой, хотя она не работает в нём уже пять лет. Холимый и лелеемый ею, коллектив Дворца вряд ли поверит, что когда-то Надежда Владимировна не просто не хотела связывать свою жизнь с «левобережкой», а буквально плакала, когда ей это предложили. Но – из песни, как говорят, слова не выбросишь.
Родители Надежды были яркими, артистичными личностями, которых прекрасно помнят соседи по улице Туковой, что в районе Берёзок. Папа играл на гармони, мама пела, танцевала, прекрасно рисовала. Надежда и сама была заводилой во дворе, активным общественным деятелем – словом, «спортсменка, комсомолка и просто красавица». Казалось бы, могла уже тогда угадать склонность и устраивать судьбу в этом направлении. Но себя она видела металлургом – и поступила в горный институт на механический факультет. И уже на первом курсе познакомилась с будущим мужем, второкурсником Александром.
– Это была студенческая вечеринка, на которую Надежда пришла с подругой, она нас и познакомила, – Александр Фёдорович явно не в своей тарелке, раскрывая личные истории своей семьи. – Так и начали встречаться, правда, поначалу я ей вроде не очень понравился.
Через четыре года студенческого романа они решили пожениться: Александра отправили по распределению в Орск, а Надежде предстояло ещё год учиться в институте.
Чтобы не потерять друг друга, молодые закрепили отношения штампом в паспорте. Через год, получив диплом, Надежда поехала вслед за мужем в Оренбургскую область, устроилась инженером-конструктором на местный машиностроительный завод. Бесконечно приезжали в Магнитогорск к родителям или родители приезжали к ним в общежитие. Отец Надежды, вспоминают, привёз в подарок целую говяжью ногу: «Не надо рубить, вари целиком в ведре – всех угостим, чего они тут, в общаге, видели-то!» И устроили пир на весь мир.
Когда пришла пора появиться на свет дочке, Рытовы решили, что рожать Надежда будет в Магнитогорске, так что Ольга Александровна, можно сказать, тоже магнитогорка. А в 1981-м семья и вовсе вернулась на родину: дочка подрастала, наступало время секций и кружков, на которые работающие мама с папой водить бы её просто не смогли. А в Магнитке – любящие бабушки и дедушки, которые звали, ждали.
Александр Фёдорович сразу устроился на комбинат, а вот Надежда Владимировна своего места под металлургическим солнцем найти не смогла – женщин на предприятие всегда брали неохотно. Единственное, что предложили, – место инструктора в отделе научно-технической пропаганды во Дворце культуры и техники, тогда ЛДКМ назывался именно так. Ох, как не хотелось Надежде Владимировне из конструкторов становиться культурным работником! Переживала жутко, но, ответственная во всём, дома сидеть не стала, пришла устраиваться.
– Если совсем просто, то задачей отдела было культурными мероприятиями поддерживать техническое творчество металлургов, – рассказывает ветеран Левобережного Дворца культуры металлургов Татьяна Логейко. – Например, комбинат проводит у нас семинар, а мы обеспечиваем металлургам культурную программу. Приезжали в цехи, устраивали викторины, помогали интересно организовывать конкурсы профессионального мастерства, которых в те годы проводили в избытке. Также ставили задачу пропагандировать техническое творчество среди детей и молодёжи: в доступной форме рассказывать и приобщать.
– В той части здания, где сейчас музей, у нас стояли станки, на площади – тракторы, которые ежедневно металлурги собирали, разбирали, проводили мастер-классы, вытачивая на станках что-то, – продолжает менеджер творческого отдела ЛДКМ Наталья Шумкина. – Кружок технического творчества, Дом юного техника, выставки, конкурсы – чего здесь только не было! И за всё отвечал отдел научно-технической пропаганды. У нас, не поверите, даже новогодние ёлки проходили с техническим уклоном!
Довольно скоро Надежда Владимировна вписалась в творческую работу, а потом страстно полюбила её, отдавая всю душу. Вполне логично, что Рытову вскоре заметили и назначили начальником отдела. В этой должности Надежда Владимировна в 1988-м и ушла во второй декретный отпуск, родив сына Сергея. А выйдя из него, вскоре приняла Дворец культуры в качестве директора. Было это в 1992 году, когда после дефицита перестроечных годов страна окунулась в дикий капитализм. Оборонные предприятия начали делать сковороды и скороварки, металлургические гиганты за копейки переходили из рук в руки и пропадали – какая уж тут культура? Скажем честно: не все верили, что тихая, мягкая Надежда Рытова справится с должностью, сложной даже в стабильные времена. Но довольно скоро поняли: за внешней мягкостью и податливостью скрывается железный характер, а человечность и доброта не мешает проявить решительность и непреклонность.
Зарплату выдавали не деньгами, а товарами. Ладно, если это колбаса, мясо и прочие продукты, которые можно было набирать в счёт получки. А если месячный оклад всего коллектива выдали сертификатом на сто тонн металла? В задачу руководителей входило самим найти покупателей, которые, рассчитавшись за металл, обеспечат работников деньгами. В то время руководители творческих коллективов Дворца и поняли, что такое, когда с директором повезло.
– Я пришла во Дворец в 1968 году и до девяностых даже не знала, зачем мне директор нужен, – смеётся ветеран Дворца, руководитель знаменитого танцевального коллектива «Ровесник» Зинаида Маркова. – Мне скажи, когда и куда детей на выступление приводить, а дальше мы сами разберёмся. А вот когда трудные времена настали, Надежда Владимировна нам своё плечо ой как подставила.
На здание Дворца в лихие 90-е, когда недвижимость ещё никому не принадлежала, кто только не заглядывался: обещали отдать его то казакам, то судебной системе. Судьи гуляли по помещениям Дворца и, не скрывая, обсуждали: «Ой, как удобно: к задней площадке подвозим машину, через чёрный вход заводим подсудимых…» Территорию между Дворцом и трамвайной остановкой занял стихийный рынок, и «держатели» его – работники Дворца смеются: «То ли Витька Косой, то ли Петька Хромой» – и те приходили к Рытовой качать свои права. И Надежда Владимировна смогла так ловко поговорить с ними, что долгие годы потом они помогали Дворцу и деньгами, и продуктами. Окончательно решили ситуацию цеховики, обожающие свой Дворец: на одном из заседаний замолвили слово за ЛДКМ, тогда ещё генеральный директор ММК Виктор Рашников ответил однозначно: «Дворец нашим был, нашим и останется!»
И дело не только в том, что коллективы его дарили культуру работникам комбината. Ещё одна, не менее важная функция ЛДКМ – все эти годы быть единственным источником культуры для магнитогорского левобережья. Недаром о нём говорят: намоленное место. Все свидания назначались под здешними часами, а сколько поцелуев помнят залы, в которых в советские годы показывали кино! Но главное, здесь занимались творчеством и выходили в люди дети. Контингент левого берега, не станем скрывать, зыбкий, и отвлечь детей от глупостей, увлечь их занятиями танцами, пением или цирковым искусством – если хотите, стало социальной миссией Левобережного Дворца культуры металлургов.
– В советские годы занятия были бесплатными, а в рыночные времена встала задача зарабатывать самим, а на ком здесь деньги делать? – разводит руками Татьяна Логейко. – Цены за занятия устанавливали смешные, держали их до последнего, повышая в год буквально на пять–десять рублей. А некоторые и бесплатно занимались: талантливый ребёнок, а семья малообеспеченная, так Надежда Владимировна его отстаивала, костюмы выбивала, деньги на поездки.
И ведь были поездки – по всей стране, потом миру, и победы, и призовые места, которым Надежда Владимировна радовалась больше, чем собственным успехам. А какие роскошные костюмы хранятся в запасниках Дворца!
– Нам, «Ровесникам», например, костюмы шили те же мастера, которые шьют для легендарного ансамбля Игоря Моисеева, – гордо вскидывает голову Зинаида Маркова. – И Надежда Владимировна не просто разрешала это, а лично звонила, договаривалась: «Мы вам сейчас за четыре костюма деньги переведём, а за остальные чуть попозже, но вы уж поскорее, нам к такому-то мероприятию успеть нужно». И шли навстречу, и делали рассрочку.
К коллективу своему Надежда Владимировна вообще относилась как к родным детям. Занималась девочка танцами во Дворце с пяти лет, а выросла – и, набрав собственный коллектив, осталась работать в своём доме, именно так называют Дворец его работники. Так Рытова не отстанет: «Иди, учись, не ленись!» – так свой диплом о высшем образовании может объяснить чуть ли не каждый третий руководитель коллектива. Повышение квалификации, участие в образовательных семинарах и перенимании опыта – для этого и в другие города своих посылала, и во Дворце форумы устраивала. Все знали: если что нужно – обратиться к директору можно в любое время. Получить внеочередной аванс, поехать на фестиваль, устроить ребёнка в больницу – она делала для своих всё что могла.
Деловой проект Надежды Рытовой – она приняла от комбината питания столовую, что работает в здании Дворца. Начали с ремонта: своими руками красили стены, шили шторы, двигали столы. Даже за посудой лично ездила в Южно-уральск. Старания не прошли даром: в столовую потянулись рабочие, под крыло ЛДКМ переходили пищеблоки горно-обогатительного производства – всего набралось больше десятка. Обеды, юбилеи, корпоративные мероприятия, свадьбы – вкуснейшее застолье было подкреплено выступлениями творческих коллективов Дворца, что привлекало сюда многих, несмотря даже на удалённость Дворца от «жилого» Магнитогорска. С доходами дело выправилось – заместитель директора Дворца по питанию Валентина Чернышова смеётся без злости: «Мы зарабатывали, а коллективы тратили – костюмы шили, по гастролям ездили». А уж скольких угостили фирменными «элдэкаэмовскими» пирогами и пирожками – не сосчитать! Наталья Шумкина вспоминает, как в канун Нового года, в кокошниках, с пирожками, ёлочкой и почему-то знаменем, пошли они с Надеждой Владимировной поздравлять доменный цех – а машина на путях застряла. Другая бы развернулась, а Рытова – по морозу да пешком. И дошла, и поздравила, и все были рады. С цеховиками у Дворца вообще сложились семейные отношения: коллективы радовали их концертами и атмосферой тепла и уюта, те в благодарность помогали чем могли.
Масштабный ремонт «от пола до крыши», проведённый во Дворце к очередному его юбилею в 2008-м, – тоже во многом заслуга Надежды Рытовой. Ну, справедливости ради, работы планировали – но только по ремонту кровли. И именно Рытова пробила, чтобы здание сделали целиком. Да не просто отретушировали, а полностью привели в порядок. Своими ногами обошла каждый метр здания, со знанием дела говорила, где и что необходимо сделать – вот уж где пригодилось инженерное образование!
Красноречивый результат деятельности Надежды Рытовой на посту директора: несмотря на самые сложные времена количество коллективов во Дворце не уменьшилось, а увеличилось, причём больше стало и тех, кто занимается платно, и тех, кто посещает занятия бесплатно. Притом, что росли и заработки учреждения. Но главное – здесь каждый чувствовал себя членом большой и дружной семьи, где могут и поругать, и похвалить, и порадоваться успехам без злости и зависти. Потому камертоном атмосферы в коллективе тоже была Надежда Рытова: не терпела ни сплетен, ни интриг, ни подлости.
А что же семья? Дети выросли, стали хорошим людьми, состоялись в жизни. Сегодня смеются: в большей степени, конечно, благодаря папе и бабушкам с дедушками, ведь у мамы всегда на первом месте была работа, с которой приходила и к полуночи, и под утро, если речь о масштабных мероприятиях типа Дня города, Дня металлурга. Но она многое дала детям – прежде всего, понимание, что в жизни нужно обязательно найти любимое дело. И уж полностью она раскрылась в роли бабушки: двух внучек – Аню и Таню – подарила дочь, внука Мирона – сын. И если с подросшими девчонками отношения уже «подружкины», то для трёхлетнего внука бабушка – целый мир.
– Ой, что вы: спектакли, оперы, балет, сценические этюды – с нашим массовиком-затейником заскучать некогда, никакие мама с папой не нужны – бабу Надю подавай, – смеётся сын Сергей.
И всегда рядом верное плечо мужа, и Александр Фёдорович смущён вопросом, трудно ли было ему это:
– Мы с Надеждой 51 год рядом, 47 из которых женаты, разве я, муж, могу не помочь, не поддержать, не успокоить, когда ей это нужно? – говорит он. – Надя – человек, безусловно, деятельный, но на нас у неё времени всегда хватало. И за что ей особое спасибо, никогда она не грузила нас своими переживаниями, которых у неё было много – умела оставлять работу за дверями дома.
С юбилеем, Надежда Владимировна!