Мошенники ведут себя настолько убедительно, что им чаще всего удаётся ввести свои жертвы в заблуждение. Телефонные жулики поражают клиентов банка своей осведомлённостью. Часто они знают не только фамилию, имя, отчество человека, но и совершённые им операции по банковской карте. Где они берут сведения и что делать при подозрении, что звонок поступил от мошенника? - на эти вопросы "Российской газете" ответил один из специалистов кредитной организации.
Иногда персональные данные получают из самого банка. Делают как напрямую через сотрудников, входящих в преступную группу, так и через чёрный рынок так называемого "пробива", где информацию можно купить. Причём приобрести можно как наборы клиентских данных, так и данные конкретного человека, включая остатки на его счетах и выписки по ним.
Ещё один способ сбора информации - утечки. Они происходят регулярно. В конце февраля стало известно об утечке крупной базы данных, содержавшей более 800 миллионов записей различных данных. Там были записи e.mail, фамилии, сведения о дате рождения пользователей, их адреса, телефонные номера. В последнее время конфиденциальные данные утекают из интернет-магазинов и торговых точек, но не из самих банков.
Как понять, что звонит не банк, а мошенник? Эксперты сообщают, что это практически невозможно. Телефон, даже мобильный, возможностей авторизации не предоставляет. К тому же, злоумышленники научились подделывать номера телефонов "горячих линий" банков, добиваясь большой схожести: разница лишь в одной-двух цифрах.
Общаясь с представителями банка или мошенниками по телефону, необходимо помнить главное правило, многократно повторяемое самими банками: никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщайте коды СМС-подтверждения, приходящие на ваш мобильный телефон.
Нельзя сообщать кодовое слово, привязанное к вашей карте, поскольку банки при подозрении на хищение средств с карты блокируют её, не спрашивая разрешения владельца, и никому не звонят.
Об этом был прекрасно осведомлён 45-летний магнитогорец. Когда ему поступил звонок якобы от сотрудников службы безопасности кредитной организации, на уговоры он не поддался, однако после второго звонка всё же сообщил конфиденциальную информацию о банковских счетах и лишился 45 тысяч рублей.
На днях в дежурную часть УМВД России по Магнитогорску обратилась 40-летняя горожанка. Женщина пояснила, что не знала о мошеннических действиях с банковскими картами. Неизвестный по телефону сообщил, что она оставляла заявку на получение кредитной карты. Если заявки не было, то необходимо уточнить наличие других банковских карт для взаимодействия со службой безопасности иных кредитных организаций. Через несколько минут потерпевшей перезвонили якобы из другого банка, пояснив, что в банкомате конкретного банка необходимо снять наличные и положить деньги на "защищённый" счёт. Послушно выполняя указания мошенников, она проделала сложную денежную манипуляцию и лишилась своих накоплений - 155 тысяч рублей.
Противопоставить таким утечкам можно только упорство в общении с мошенниками. Чем бы ни подтверждали неизвестные свою причастность к банку, какими бы проблемами ни грозили, не сообщать информацию. Чтобы обезопасить себя от лжесотрудников, следует перезвонить в банк по номеру телефона, указанному на оборотной стороне банковской карты.
Эксперты советуют использовать разные платёжные карты для различных целей. Например, одна карта может быть "зарплатной", вторая - для накопительного счёта, третья, периодически пополняемая небольшими суммами, - для онлайн-покупок, оплаты такси, ресторанов и других услуг. Специалисты также рекомендуют обратиться к оператору сотовой связи и подписать запрет действий по доверенности.
Эксперты уверены, что мошенники будут совершенствовать методы отъёма денег. Возможно, начнут перехватывать входящие звонки в кол-центры банков. Поэтому эксперты советуют не общаться с банком по телефону, а лично наносить визиты в кредитную организацию.