А иногда - и проблем, которые зачастую создают себе сами женщины.
Так, наша героиня Катя решительно сказала, что брать ипотеку - не для нее. "А потому, - взахлеб повествовала девушка, - я найду способ этот самый капитал "обналичить". Мол, есть верные и проверенные люди, которые займутся этим вопросом.
Комментарии члена Ассоциации юристов России (АЮР) Михаила Сердобинцева:
- Действительно, в обществе бытует представление, что таковое действие абсолютно невинно. Разочарую: в прошлом году только в Челябинской области возбуждено три уголовных дела по факту злоупотребления правом матери на материнский капитал…
Кате показали простую и якобы понятную схему: она покупает дом, расположенный в одном из ближайших сел. На оплату сделки идёт материнский сертификат, а средства затем возвращаются Кате на счёт. В этом же агентстве девушку заверили: после покупки дома мистический продавец вернёт ей всю сумму с небольшим процентом удержания. Сразу же в руки даётся 90 тысяч руб-лей. Собственно, убеждать, что в дальнейшем она получит большую сумму, девушку не спешили. А вот свои риски перекрыли: Екатерина написала расписку в том, что заняла у некого гражданина сумму в 429 тысяч. Долговая расписка нужна якобы для "сдерживания" Кати. Вдруг она злоупотребит своим правом на дом? Станет собственницей и мгновенно продаст с выгодой - пояснили девушке в компании.
Комментарий юриста:
- Продать такое жильё сложно. Поскольку в государственной службе картографии и регистрации всё жильё, приобретённое с участием средств материнского капитала, стоит на особом учёте. При попытке продажи такового объекта органы государственной регистрации уведомляют прокуратуру, которая проверяет факты любой подобной сделки, если она намечена в срок ранее года с момента приобретения…
Катя не записывается на приём в юридическую контору, не отправляется с вопросами в справочное окно регистрационной палаты, не идёт на правовую консультацию, которую можно получить в любой депутатской приёмной. Она действует по-российски: просит свою маму, работающую на стоянке, задать вопрос юристу, который на той самой стоянке оставляет автомобиль. Юрист встречается с Катей и разъясняет, что самое минимально зло для неё сегодня - не получить больше ни рубля сверх уже выданных 90 тысяч. Максимальное - подвергнуться преследованию за мошенничество. Буквально через три дня Катя в слезах бежит к юристу вновь. Пенсионный фонд затребовал проверку качества обсуждаемого дома, и выяснилось: под требования сделки с участием материнского капитала он не подходит, находится в ненадлежащем техническом состоянии.
Комментарий юриста:
- К жилью, которое покупается с участием средств материнского капитала, есть особые требования. Должны быть стационарные, центральные системы коммуникации, не допускается даже перепланировка в квартире. Желая гарантировать детям приемлемые условия жизни и быта, государство контролирует эти жилые объекты...
Чем закончилась вся эта история? Благодаря письмам и претензиям, составить которые помог специалист, Катя обошлась малой кровью. "Надежному" агентству пришлось вернуть девушке долговую расписку, а она отдала 90 тысяч рублей. Сертификат при ней. Больше вступать в игры с законом Катя не желает.
Это ещё не самый плохой выход из ситуации. Бывали случаи, когда женщины, рискнувшие поучаствовать в такой схеме, получали условные сроки. Более того - капитал теперь находится под контролем органов опеки: жилищные сделки этих семей проходят в дальнейшем только при одобрении чиновников.