Юристы и суд очередной раз доказали избитую истину о бесплатном сыре. Жительница Магнитогорска вместе с семьёй чуть было не лишились единственного жилья после того, как просрочила выплату по кредиту.
Несмотря на то, что сейчас банки предоставляют самые разные продукты в сфере финансовых услуг, люди продолжают попадать в кабалу потребительских кооперативов. Об этом постоянно пишет местная и федеральная пресса. Но прессу, как и законы, похоже, мало кто читает. А ситуации, когда срочно требуются деньги, могут случиться в любой момент.
С Зульфиёй (имя изменено) именно так и произошло. Потребовались деньги на личные нужды - свадьбу сына и ремонт квартиры: 370 тысяч рублей вроде бы небольшая сумма, но в банк женщина не пошла, а обратилась в агаповский потребительский кооператив. Подписала бумаги, взяла деньги и обязалась выплатить всё за три года. Но в этот же месяц она лишилась работы и не смогла погасить очередной платёж в размере 20 тысяч рублей. Спустя два месяца председатель кооператива Сергей М. стал требовать всю сумму долга - 370 тысяч плюс проценты, коих уже набежало более 400 тысяч. То есть, за каждый день просрочки Зульфие начислили по два процента пени. Итого она стала должна кооперативу уже 813 тысяч рублей. Женщине стали угрожать, что в случае невыплаты её выселят из квартиры, а квартиру продадут с торгов. Женщина испугалась и попыталась как-то урегулировать вопрос с председателем кооператива.
В суде была представлена распечатка телефонных разговоров с председателем финансовой организации:
- Вы брали 370 тысяч, по договору займа должны вернуть около 760 тысяч. Либо вам досрочно нужно рассчитаться с нами, либо отдавать по другой схеме, потому что кооператив имеет право через месяц подать на вас в суд. У вас есть единственный вариант, зато платить будете минимальную сумму. Это ипотека.
Под словом "ипотека" подразумевалась следующая хитрая схема: женщина должна была оформить свою квартиру на брата председателя кооператива с последующим выкупом квартиры у него же под денежные средства, предоставленные кооперативом. Схему назвали "реструктуризацией долга". Условия бы уже изменились, и в месяц нужно было платить не 20 тысяч, как раньше, а 15. Женщина доверилась председателю кооператива, и предложенный вариант показался ей единственным решением. В июне 2014 года она оформила свою квартиру на брата председателя кооператива.
На протяжении всего периода до свершения сделки и уже после неё председатель кооператива обещал выполнить оформление с менее тяжёлыми условиями и меньшим платежом ипотеки. Только в августе 2015 года стало известно, что никакой ипотеки не будет и женщину попросту обманули.
Более того, Зульфия узнала, что её квартира, оказывается, уже продана третьим лицам. Причём эти люди никогда квартиру не видели и на жилплощадь, как таковую, не претендовали. В квартире продолжали проживать Зульфия, её сын и мать - ветеран Великой Отечественной войны, инвалид.
Справившись с первоначальным шоком, женщина обратилась к заместителю председателя общественной палаты Станиславу Марайкину. Был подготовлен и подан иск в Орджоникидзевский районный суд о признании сделок с помещением недействительными.
Суд руководствовался доводами, что сделка между Зульфиёй и братом председателя кооператива являлась мнимой. Женщина не собиралась продавать квартиру, родственник председателя не собирался её покупать. Более того, ответчики утверждали, что она получила за квартиру миллион восемьсот тысяч рублей, а в суде было установлено, что никаких денежных средств ей не передавали. По сути, договор купли-продажи не исполнялся. В итоге благодаря усилиям юристов суд встал на сторону истицы, и квартира была возвращена пострадавшей.
- Люди берут деньги под залог собственного жилья, не проявляя должной осмотрительности, и даже не понимают, что неустойка два процента в день превышает все разумные пределы. Это более шестидесяти процентов в месяц, - говорит юрист, заместитель председателя общественной палаты Магнитогорска Станислав Марайкин. - А женщине предложили форму реструктуризации долга незаконную и по сути мошенническую. Люди не хотят идти в банк - там требуется собирать справки, искать поручителей. Гораздо проще, на первый взгляд, обратиться в потребительский кооператив. Они, не читая, подписывают все предложенные бумаги. В данном случае пострадавшей повезло, что она своевременно обратилась за защитой. Но в других обстоятельствах вернуть квартиру бывает практически невозможно.
Конечно, потребительские кооперативы работают в соответствии с законом. У одних граждан берут деньги в качестве вклада под высокие проценты, другим предоставляют деньги в заём под высокие проценты и под залог квартиры. Но эти организации самостоятельно деньги не зарабатывают. В итоге получается своеобразная пирамида. Десятки тысяч граждан становятся пострадавшими от "сотрудничества" с ростовщиками, которые "зарабатывают" миллиарды рублей, пользуясь безграмотностью и невнимательностью людей. В реестре Центрального Банка сейчас зарегистрировано 3,5 тысячи таких организаций, ещё около 4 тысяч действуют полулегально или нелегально. А общий долг граждан этим организациям превышает 62 миллиарда рублей.