У нас и в столице
"Приятный женский голос сообщил, что в городе проводится бесплатная проверка качества воды, поэтому к нам придёт специалист. Я уже было согласилась, но меня насторожил вопрос о составе семьи и о том, какой водой я пользуюсь. Посмотрела публикации в Интернете и убедилась, что это очередной развод по типу небезызвестных пылесосов и косметики. Целевой аудиторией таких "специалистов" становятся доверчивые пенсионеры. Ведь, судя по информации в Интернете, в конце такой проверки "специалист" предлагает особенный фильтр за бешеные деньги".
Письмо напомнило историю, которая несколько месяцев назад случилась в подмосковных Химках, - судя по всему, теперь нечто подобное происходит в нашем городе. В ноябре в блоге Ксении Полтевой прочла о том, как хрупкая молодая женщина в экстремальной ситуации не растерялась и спасла от мошенников свою бабушку да ещё и сдала преступников в полицию. Телесюжеты об этом шли на Первом в передаче "Доброе утро" и на ТВЦ в программе "Осторожно, мошенники", был материал в "Аргументах и фактах".
Летом 2013 года к Саре Альтерман пришла якобы "сотрудница социальной службы" для проверки качества питьевой воды. Не успела старушка опомниться, как кухня превратилась в научную лабораторию. Девушка попросила налить три чашки воды: из-под крана, отстоявшуюся из кувшина и покупную из пластиковой бутылки. Достала некие приборы и поочерёдно стала опускать их в чашки. В первой вода почернела и даже стала жирной, во второй сделалась красно-жёлтой, с пеной. Помутнела жидкость и в третьей чашке. Но на этом шоу не закончилось. Гостья, произведя какие-то расчёты, сообщила, что содержание опасных элементов в каждой ёмкости в сотни раз превышает нормы, и стала уговаривать купить чудесный фильтр за сто тысяч рублей. "Откуда у меня такие деньги?" - ответила пенсионерка. Девушка позвонила начальству и с радостью сообщила, что для ветеранов войны у них большая скидка, и фильтр обойдётся Саре Абрамовне всего в 63 тысячи рублей. Предложила прямо сейчас оформить кредит. Пожилая женщина заподозрила неладное и, чтобы выпроводить назойливую посетительницу, сослалась на необходимость срочно идти в поликлинику, иначе талон пропадёт. Та ушла. Но через несколько месяцев, в ноябре, когда, по счастью, у Сары Абрамовны гостила внучка, в дверь снова позвонил человек, продающий чудесные фильтры. Телесюжеты и даже статья в "АиФ" не передают всего драматизма ситуации и цинизма мошенников, поэтому предоставим Ксении возможность рассказать о ней чуть подробнее. Чтобы магнитогорцы впредь не наступали на московские грабли.
Героическая внучка ветерана
"Приехала к бабушке с ночёвкой. Вышла из комнаты и увидела молодого человека, весьма прилично одетого, под два метра ростом, свободно разгуливающего по прихожей, ванной и кухне с измерительным прибором. На столе лежали бумаги для подписания на сумму 63 тысяч рублей. Спрашиваю: "Вы кто, что делаете здесь?" Он объяснил, что впустила его бабушка, пришёл он с проверкой чистоты воды. Подключив в розетку свой аппарат, стал колдовать с двумя чашками воды, показывая пожилой женщине, какую отравленную воду она пьёт. И почти убедил её подписать договор, обязуя выплачивать эту сумму частями. Кстати, именно в этот день бабушке принесли пенсию.
Вежливо попросила его удалиться, объясняя, что бабушка уже дважды попадалась на подобные предложения мошенников - пользуясь её доверчивостью, ей продали в качестве чудодейственных лекарств биодобавки сначала за десять тысяч рублей, затем 26 тысяч. Сказала, что она прошла войну, имеет многочисленные награды, медали, а ещё - ветеран труда, инвалид, болеет раком, что ей удалили грудь, и мы оплачиваем лечение, что возможности потратить 63000 рублей за очистку воды у нас нет. Уйти молодой человек отказался и продолжал уговоры. Я предупредила, что вызову полицию. Он ответил, что я здесь никто. То есть парень был осведомлён не только о дате получения пенсии, но и о том, что в квартире прописана только бабушка и она же является единственным собственником.
Я закрыла входную дверь на все замки, ключи забрала себе и незаметно спрятала кухонный нож за пазуху. Включила громкую связь на домашнем радиотелефоне и стала звонить в полицию. Продавец услышал, что я не блефую, связался со своими "коллегами" и попросил подъехать "решить проблему". Когда мужчина понял, что полиция действительно выехала, а дверь закрыта, он, крупный, пошел на бабушку, а потом на меня - за ключами от двери.
И тут - такой себя не помню - я выхватила нож: "Тронешь бабушку - исполосую! Она меня вырастила!" И мне было совсем не страшно. Он отступил и снова стал звонить кому-то, жалуясь на больную девушку в пижаме с ножом. В трубке советовали выпрыгнуть в окно или выхватить ключи у меня и сбежать. Воспользовавшись моментом, я сфотографировала его на телефон, швырнула аппарат в другую комнату, чтобы не успел отобрать.
Полиция ехала почти 30 минут. Документов у продавца не оказалось. Зато в его кейсе при обыске нашли несколько подписанных стариками договоров на суммы от 63000 до 120000 рублей на оборудование, себестоимость которого составляет не более 2000. И порошки, которые он незаметно подсыпал в кружки. Тут подъехало и "подкрепление". Оказалось, что эта целая банда, которая вычисляет одиноких пенсионеров, прописанных в своих квартирах без родственников…
Что же должно быть в душе у человека, отбирающего деньги у прошедшей войну, болеющей раком старухи!"
Показательная деталь. Женщина из того же подъезда покупать фильтр отказалась, но аферист придумал, как её обмануть. Предложил пенсионерке подписать анкету, чтобы оценить его работу, но вместо анкеты подсунул доверчивой женщине соглашение о рассрочке. Если бы мошенника не задержали в тот же день, пришлось бы Галине Александровне по договору отдавать по шесть тысяч рублей в месяц, то есть ровно половину пенсии. Причем отказаться от платежей было бы невозможно.
Важный момент. Эксперты говорят, что в водопровод поступает не идеально чистая вода, но вполне пригодная для питья. Такую воду легко очистит обычный кассетный фильтр за две-три тысячи рублей. Такой же фильтр мошенники продавали пенсионерам, только намного дороже.
Ты их в дверь - они в окно
Но на этом история противодействия Сары Абрамовны и её внучки мошенникам не завершилась. Вскоре после задержания лжеспециалиста появилась визитёрша. Ксения в это время снова была у бабушки. Аферистку не смутило, что хозяйка не одна дома и то, что её снимают на телефон.
- С проверкой воды уже приходили недели три назад, - говорит пенсионерка.
- Они не я.
- Из какой вы организации, скажите, пожалуйста? - включается в разговор Ксения.
Ответить на простой и логичный вопрос посетительнице явно нечего, но признаков растерянности она не подаёт.
- Покажите ваше удостоверение, - поддерживает внучку бабушка.
- Вы мне скажите, как оно должно называться? - с почти искренним удивлением вопрошает настойчивая гостья.
- Это вы мне скажите, вам лучше знать.
- А я не знаю! - всё ещё уверенным голосом парирует дама.
После этого с ней попрощались и дверь закрыли. Но многие ли не впустят мошенницу в дом? Кому придёт в голову потребовать у "проверяльщика" удостоверение, внимательно изучить документ, наконец, позвонить в организацию, якобы направившую к вам своего сотрудника? Увы, в первую очередь тем, кто уже научен горьким опытом. Но неужели обязательно учиться на своих ошибках?
Модель поведения аферистов в Магнитогорске оказалась узнаваемой. Похоже, что мошенников натаскивают задавать встречные вопросы потенциальным жертвам, чтобы запутать и навязать роль отвечающего. Когда я позвонила по указанному в письме читательницы контактному телефону, чтобы уточнить детали, та рассказала:
- Женщина во время первого разговора расспросила меня о составе семьи. Сказала, что ей удобнее прийти, когда дома будет муж. После того как я нашла в Интернете информацию о мошенниках, перезвонила по номеру, с которого поступил звонок. Трубку долго не брали. А когда я всё же дозвонилась и сказала, что не надо к нам приходить, женщина стала расспрашивать, в чём причина. Я объяснила, что считаю их деятельность мошеннической. В ходе разговора собеседница всё время уходила от прямых ответов: "Нет, это вы мне расскажите…"
Водоканал информирует…
Пресс-секретарь муниципального предприятия треста "Водоканал" Григорий Сусарин напоминает, что магнитогорцы впервые столкнулись с нашествием продавцов фильтров для воды прошлой весной. Аппетиты "наших" сетевиков были поскромнее, чем у их московских "коллег": фильтры за 15 тысяч рублей для "обычных" покупателей и семь-восемь для пенсионеров и ветеранов, со скидкой. В магазине же аналогичный товар стоит в пределах двух тысяч.
Тогда по всем городским СМИ прошла информация о том, что сотрудники треста "Водоканал" товаров не предлагают, а проверять качество питьевой воды имеют право только лицензированные организации и лаборатории контролирующих органов, таких как Роспотребнадзор. Кроме того, предлагаемые продавцами фильтры для воды в действительности на её качество не влияют. Разница, возможно, была бы заметна в городах, где питьевая вода поступает из рек, - Екатеринбурге, Челябинске, Оренбурге. Но не в Магнитогорске, где горожанам подаётся вода из подземных источников, прошедшая необходимую обработку.
Григорий Владимирович подчёркивает, что с точки зрения уголовного законодательства такие "продавцы" - не мошенники. Да, они оказывают психологическое давление - но каждый сам несёт ответственность за свой кошелёк. Другое дело, что на западе "бродячие торговцы" - коммивояжёры - несут ответственность за предлагаемую продукцию. У нас же на качество распространяемого сетевиками товара полагаться нельзя. А если и можно привлечь их к ответственности, то только административной - за недостоверную информацию потребителям.
Как противодействовать новой волне "работы на доверии"? Если к вам позвонили или пришли с "проверкой качества питьевой воды", позвоните по телефону 8-909-095-77-22, и информация будет передана в службу безопасности треста "Водоканал". А ещё - критически воспринимайте рекламу "чудодейственных товаров" и научите родственников-пенсионеров не пускать в квартиру посторонних и не поддаваться уговорам назойливых продавцов.