В этом году количество жалоб на мошеннические переводы пенсионных накоплений из одного негосударственного пенсионного фонда в другой возросло в пять раз. Люди жалуются на манипуляции с их деньгами.
По всей стране агенты НПФ, охотясь за новыми клиентами, используют самые разные схемы. Жалобы будут поступать вплоть до 31 декабря, времени окончания подачи заявлений о переводе накоплений из государственного Пенсионного фонда в один из НПФ.
Агенты устраивают "проверки", приходя к людям домой, на работу, приставая на улицах. Представляются они сотрудниками государственного Пенсионного фонда, соцработниками, переписчиками, инспекторами и требуют показать им личные документы.
Столь тревожная ситуация объясняется тем, что с 2014 года поступление взносов на накопительные пенсии было заморожено, и притока новых средств в НПФ нет. Приводя новых клиентов, агенты используют агрессивную маркетинговую политику, идут на обман, подделку подписи, мошенничество. Чтобы составить договор о переводе накоплений, агентам нужно заполучить СНИЛС будущего пенсионера. Раньше мошенники, стучась в квартиры, представлялись сотрудниками собеса или государственного пенсионного фонда и обманом заполучали доступ к документу. Сейчас ходят по офисам, магазинам и под разными предлогами требуют от сотрудников предъявить СНИЛС. При этом откровенно лгут, например, ссылаются на изменения закона или утверждают, что переход в НПФ "обязателен" для всех граждан.
Чтобы не стать жертвами обманщиков, следует знать, что представители государственного Пенсионного фонда ведут приём граждан исключительно в своих отделениях, поэтому не стоит общаться с людьми, представляющимися сотрудниками ПФ.
Иногда агентами НПФ выступают сотрудники страховых компаний и банков, входящих с фондом в одну группу компаний. Они предлагают клиентам льготные условия при оформлении страховых и банковских услуг, например, замене банковских карт, оформлении договора страхования при условии перевода пенсионных накоплений в их фонд. Иногда в рамках предоставления банковских услуг в пакет документов включается и договор обязательного пенсионного страхования с НПФ. Расчёт прост: клиент незаметно для себя подпишет его в числе прочих документов.
Иногда при устройстве на работу кандидата вынуждают подписать договор пенсионного страхования с конкретным НПФ, в противном случае отказывают в приёме. Случается, что и кадровые агентства обещают трудоустройство или хорошую вакансию при оформлении подобного договора.
Недобросовестным агентам НПФ достаточно знать фамилию, имя, отчество и номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, чтобы перевести накопления без ведома их владельца. Поэтому необходимо осторожно предоставлять свои личные сведения и очень внимательно читать документы, которые подписываете.
Следует отслеживать информацию о действующем страховщике по обязательному пенсионному страхованию на портале государственных услуг РФ в разделе "Пенсионные накопления" по адресу: http://www.gosuslugi.ru">www.gosuslugi.ru. Все способы незаконного перехода из НПФ в НПФ рассчитаны на невнимательность, доверчивость граждан.
Дело не только в "переманивании" клиентов у фондов-конкурентов. Иногда деньги из одного НПФ в другой "гоняет" родственный филиал, входящий в ту же финансовую группу. В таком перекладывании из кармана в карман есть прямая выгода. С 2015 года закон о пенсионных накоплениях изменился, и теперь без потерь переводить деньги из фонда в фонд будущий пенсионер может не чаще чем один раз в пять лет. А если сделает это досрочно, то лишится инвестиционного дохода.
Допустим, на счёте работника накопилось 295 тысяч рублей - средняя сумма по стране. Договор с фондом "Х" был, допустим, подписан в 2015 году, и доходность его была около 10 процентов годовых, за два года - 20 процентов. Поскольку деньги из фонда "Х" в фонд "У" были переведены досрочно, эти 20 процентов инвестиционного дохода новый фонд обнулит. То есть потеря составит около 60 тысяч рублей.
В настоящее время службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ разрабатывают требования к базовому стандарту по защите прав потребителей саморегулируемых организаций НПФ. В стандарте должна быть подробно описана деятельность агентов фондов, их ответственность, а также условия их включения и исключения из реестра агентов НПФ. Саморегулируемые организации будут обязаны строго контролировать соблюдение этого стандарта.