Воспитывать детей можно по-разному: личным примером, добрым словом или… правдой жизни.
В Магнитогорске периодически проводят экскурсии несовершеннолетних в следственный изолятор, где в камерах находятся их сверстники - в ожидании суда или отправки в колонию. Теперь подобные экскурсии станут регулярными и в Ленинском районе. Школьникам, которые оказались на учете у социальных педагогов и инспекторов отделений милиции, покажут, чем их плохое поведение может закончиться. Первая поездка уже состоялась. Организовал ее и предоставил автобус для учащихся депутат Законодательного собрания области Олег Федонин, который, кстати, намерен и далее курировать подобные экскурсии. Ведь день открытых дверей в СИЗО уже успел помочь исправиться многим подросткам.
Кушать хочется
У окошка, куда положено сдавать вещи перед посещением СИЗО, - небольшая очередь. Пластиковый пакет раздулся от сданных сотовых телефонов и отправился вслед за сумками за толстую белую решетку. Намного больше людей намеревалось не сдать имущество, а передать посылки для заключенных следственного изолятора
№ 2 - с конфетами без фантиков, кетчупом в банке и сигаретами в целлофановом пакете. Таковы правила. Нам ничего этого, слава богу, не надо. Спешим мимо, к черной металлической калитке, по чистой асфальтовой дорожке. К толстой двери, на которой написано, что проходить можно только по три человека - с паспортом и пропуском. Мальчишки из гимназии № 53 исчезают в небольшом коридоре. Кафельные ступеньки, бордовые стены штаба, актовый зал. День открытых дверей начинается со встречи подростков с работниками СИЗО.
- Я вам расскажу о нашем учреждении, а потом посмотрим небольшое кино, - говорит заместитель начальника СИЗО по кадрам и воспитательной работе Вячеслав Тептеев.
И рассказывает. О подъеме в шесть утра, трехразовом питании и карцерах. Начинается "кино", и по телевизору ползут титры из фильма про челябинскую воспитательную колонию: "Жизнь не заканчивается на этом, но приостанавливается". Лысый мальчик бодро чеканит имя, фамилию, статью. Потом, шмыгая носом, рассказывает, что ему надоело отбывать условное наказание. "Оно висит над тобой, мешает жить. Лучше уж отсидеть и все", - сделал вывод подросток. Он предпочел реальный срок. Оказалось сложным два раза в месяц отмечаться в милиции, не пить, ночевать дома. Теперь домой он попадет только через два года…
Другой ребенок. Тихий и скромный. Хороший примерный мальчик. Его-то за что? А не верьте глазам своим, читайте статью и срок: пять лет, изнасилование.
Пацаны из 53-й гимназии смотрят с любопытством. Экзотика. Не художественный фильм. В очередной раз смотрит кино и Ольга Шишлякова - начальник отделения по делам несовершеннолетних отдела милиции № 8. Еще несколько минут, и она встретит некоторых своих подопечных на нарах. Один юноша совсем чуть-чуть не дождался экскурсии в СИЗО. Попал сюда самостоятельно, всего неделю назад. Другой в камере уже две недели. Мама еще не приходила.
- Позвоните ей, - просит. - Пусть покушать принесет.
А теперь - в камеру!
За решеткой, в небольшом дворике, гуляют люди. Белокурая дама с сигаретой, парни в черной униформе. Нам - на верхний этаж, где сидят в ожидании суда или отправки в колонию несовершеннолетние. Длинный коридор со светлым кафелем ведет в спортивный зал, где стоят теннисный стол, качалка, на стенах рисованные атлеты. Мальчишкам показывают игровую комнату с несколькими компьютерами, аквариум с ленивыми рыбками, трусливого хомячка. Через пару дверей - школа. Четыре учебные парты, доска, мел и глобус. А теперь - в камеру!
Маленькая комнатка, кровати в два яруса, выкрашенные в светло-коричневый цвет. Стол, по краям скамейки, которые стоят вплотную к кроватям. Около двери небольшой пятачок свободного пространства. Здесь каждое утро нужно делать зарядку. Осторожно, не задевая умывальник, расположенный у входа. Вода в камере только холодная. Помыться по-человечески под душем теплой водой можно два раза в неделю. Завтрак в 6.30, обед в 12, ужин в половине шестого. В распорядке дня - наведение порядка, учеба, спорт, чтение, прогулка во дворе, прослушивание радиолекций.
Два черноволосых парня с густыми бровями гостеприимно приглашают экскурсантов к себе. Они согласны позировать для фото, немного поговорить. И пожать руку школьнику Султану, деловито заскочившему в камеру. Заключенные улыбаются, у них все хорошо, просто так получилось, что в камере. И лучше не спрашивайте, за что, а то испортится настроение. Кажется, что это просто игра. Не могут же детей на самом деле, всерьез, запереть в клетке и оставить так надолго. Пошутили и…
Воспитатель изолятора Михаил Дилянян закрывает решетку и дверь с окошком. Парней ждут суд и срок. Они уже зеки. Только не успевшие подрасти…
- В Ленинском отделении на учете состоят 306 несовершеннолетних, - рассказывает Ольга Шишлякова, приятная дама с погонами майора. - Двадцать пять из них уже были судимы, шесть проходят как обвиняемые в период следствия. 36 человек поставлены на учет после общественно опасных деяний - они пока не достигли возраста уголовной ответственности.
За плечами у деток, которым от 14 до 18 лет, грабежи, кражи, угоны автомашин, нанесение тяжких телесных повреждений. А чаще всего - злоупотребление алкоголем.
- Мы проводим рейды по киоскам, - рассказывает Ольга Николаевна, - выявляем, кто продает алкоголь и сигареты несовершеннолетним. Ведь раньше, в советские времена, продавцы всегда спрашивали, сколько лет покупателю. А сейчас продают не глядя…
Кровать на цепи
Идем по коридору. Обитатели камер смотрят на нас через зарешеченное стекло. Мы - на них.
- А вот у нас еще два карцера, - доброжелательно приглашает подполковник Тептеев.
Узкое и короткое помещение. Кровать висит на стене, пристегнутая цепью. Здесь все под замком, хотя сегодня - день отрытых дверей, как было напечатано на бумажных пропусках. Везде и всюду специфический запах, хотя моют, чистят и убирают заключенные с утра до вечера. Замок на цепи открывают, и кровать занимает горизонтальное положение. Мальчишки тут же рассаживаются на ней. Вячеслав Тептеев рассказывает, что в карцере можно содержать несовершеннолетнего до семи суток. Они попадают сюда за нарушение режима содержания, за невыполнение законных требований администрации. Кровать опускается только на время сна - с десяти вечера до шести утра. Ходить по карцеру особо негде, сидеть - неудобно, стоять - тяжело…
Начальник отделения по делам несовершеннолетних вспоминает, что девочки после камер и карцера нередко начинают плакать. А потом просят снять их с учета, обещают сделать все, чтобы никогда не попасть в камеру. Водить на такие экскурсии мальчишек - дело менее благодарное. Они усмехаются, говорят, что жить здесь можно. Ничего страшного. Только потом, в автобусе, почему-то уже не хохочут и почти не разговаривают. Едут молча, задумавшись…
Социальный педагог гимназии № 53 Ольга Спиридонова поясняет, что вообще-то с ней нормальные дети. В элитной гимназии других не может быть. Это 8-9 классы. Ну разве что балуются, хулиганят, иногда срывают уроки.
А вот в школе СИЗО все - примерные ученики. Только - поздно…
Благодарим за организацию экскурсии депутата Законодательного собрания Челябинской области Олега Владимировича Федонина; начальника отдела милиции № 8 УВД г. Магнитогорска Андрея Николаевича Котельникова; начальника отделения по делам несовершеннолетних ОМ № 8 Ольгу Николаевну Шишлякову; начальника СИЗО № 2 Василия Ивановича Куцевола, заместителя изолятора по кадрам и воспитательной работе Вячеслава Михайловича Тептеева, который лично проводил день открытых дверей в учреждении.