С упрощенным оформлением гостевого режима, предполагающего, что ребенка из детского дома будут забирать в семью по выходным и на каникулах, желающих поделиться домашним теплом стало больше.
Возросло и количество вопросов: как подготовиться к приему ребенка, чем кормить, во что играть, как добиться эмоциональной близости, как реагировать на шалости и дурное поведение? В некоторых сиротских заведениях уже разрабатывают буклеты для потенциальных приемных родителей и наставников. Ответим на некоторые вопросы.
С какого возраста можно брать ребенка в гости?
Это решает администрация детского учреждения. Психологи заверяют: брать ребенка младше семи-восьми лет не стоит. Иначе ему трудно понять, почему его берут и возвращают, а это чревато моральными травмами как для ребенка, так и для семьи, приглашающей в гости. По собственному опыту скажу: дети постарше тоже могут жить ожиданием, что вы их когда-нибудь возьмете насовсем. И даже когда, казалось бы, без каких-либо обещаний расставлены все точки над "и", они нет-нет да спросят: "А ты можешь нас не только по выходным брать? А если кого-нибудь из нас удочеришь, где мы будем спать?" Приходится спокойно и твердо, избегая "может быть", отвечать: "Только в гости".
- А вот девочку из другого класса забирают и по пятницам, и на все каникулы, - с горечью намекают девчата.
- Но у меня нет такой возможности.
- А ты будешь за нами приходить, когда нас переведут в другой интернат? - беспокоятся наперед.
- Конечно. Мы же подружились...
Не будет ли гостевая семья для ребенка травмой?
Да, дети переживают, когда их возвращают обратно в детский дом после гостевания. Даже если в гостях они не были заняты чем-то необычным, а просто валялись на диване, спонтанно придумывая себе занятие - уход из семьи всегда печален. Но невозможно прожить без грусти и переживаний - иначе никогда не ощутить вкуса радости. Вся наша жизнь состоит из встреч и расставаний. Лиши человека опыта потерь - он вырастет тепличным растением. Все, что можно сделать, - помочь детям пережить этот опыт. Важно при расставании с детдомовским ребенком говорить, когда вы приедете к нему. Если я плохо себя чувствую, у меня командировка, неотложная работа, поездка, в которую не могу взять девочек, я говорю им об этом заранее. В ответ - сопение, вздохи, кислые лица. Мне самой неприятны их эмоции, но, как правило, они длятся недолго - дети легко переключаются на другое. Зато я избегаю неопределенности, от которой они страдают. Правда, не обходится без мелких "проколов": пообещала прийти после завтрака, а сама еле успела к полудню. Девчата сами извелись от ожидания и воспитателя задергали: "Может, Люда вообще не приедет?"
Как наладить контакт в первый день?
Расскажу о собственной ошибке. В канун Нового года привела Алену на пару часов домой - осмотреться, в каком доме ей предстоит провести каникулы, рассказала, что где находится, спросила, чем она умеет пользоваться, а что для нее в новинку. Вместе приготовили ужин, она все выдала мне о том, как живут дети в интернате. У ребенка восторг, радостное перевозбуждение, уходить не хочет. На следующий день навестили моих родителей, с которыми предстояло отмечать праздник. Там Алена стала молчуньей, эмоции "спрятала" в себя, осторожничала играть с маленьким племянником, сдержанно отвечала сестре и зятю на вопросы и старалась держаться возле меня. На Новый год немного раскрылась, но смущение и подавленность не уходили. Кроме того, меня беспокоили отсутствие у нее аппетита и не всегда адекватная реакция на игры взрослых. Когда я один на один дурачилась с ней - смех, заигрывал мой отец - насупленность, а то и грубость.
Новый год не успел закончиться, как Алена спросила: "А когда мы поедем к тебе домой?" Тогда я поняла, как непросто ей среди чужих людей. Вспомнила себя: когда вынужденно и надолго попадаю в незнакомые компании - чувствую себя не в своей тарелке, и чем больше ко мне, как к новому гостю, внимания, тем скорее хочется уйти оттуда. Вывод: обязательно знакомьте ребенка с родственниками, с друзьями, ходите в гости, но не переборщите и главное - сначала дайте ему освоиться с ролью гостя в вашем доме.
О других проблемах гостевого режима - что делать с завистью сверстников сироты, первые конфликты и непонимание, чем занять ребенка, который ничего не хочет, - в следующих выпусках.