С иском в суд, ответчиком по которому стал бывший супруг Павел, обратилась Алла У. Молодая женщина просила определить место жительства и порядок общения с детьми.
В заявлении указала, что от брака с Павлом у них двое несовершеннолетних сыновей - Иван и Илья. Жизнь с супругом пошла наперекосяк. Последней каплей стала ссора, закончившаяся скандалом. Выносить долее агрессивного мужа Алла не смогла и, оставив сыновей, ушла из дома. За полгода и дня не прошло, чтобы она не беспокоилась о детях, ведь теперь свой гнев бывший супруг вымещает на сыновьях. Старший ребенок постоянно жалуется, что отец обижает его. Более того, бывший супруг строит козни, не позволяя встречаться с детьми.
Ответчик Павел подал встречный иск. В заявлении указал не только материальное, но и "морально-психологическое" состояние бывшей жены, которая не может обеспечить его детям нормальную жизнь. Он выложил все как на духу, припомнив ад семейной жизни. Алла позволяла себе вольности, не совместимые с ролью матери и супруги: не ночевала дома, бросала ребятишек одних, а потом и совсем загуляла. У нее появился другой мужчина, и она, оставив детей, ушла из дома. За полгода ни разу не навестила мальчиков, не попыталась узнать, как они живут, не нуждается ли Павел в деньгах?
Незавидную долю она готовит мальчикам: намеревается отсудить детей и увезти в деревенский дом с печным отоплением и удобствами во дворе. По словам Павла, нерадивая мамаша и не знает, что у старшего сына аллергия на пыль и шерсть животных. Деревенская жизнь станет для него мучением. Более того, у мальчика дефект речи, который исправляют в специализированном детском саду. С ребенком занимаются специалисты, индивидуальные уроки проводят логопеды. Он, как отец, позаботится о детях: у каждого мальчика отдельная кроватка, есть рабочее место, игрушки. Кроме того, он работает, и стабильный заработок позволяет обеспечить ребятишек всем необходимым.
В суде выяснили, что в заявлении о расторжении брака Павел указал, что Алла, не вдаваясь в объяснения, ушла из дома. Детей бросила и до последнего времени судьбой мальчиков не интересовалась. С тех пор он самостоятельно воспитывает сыновей. Суд не просто занес слова Павла в протокол, но и изучил документы, которые доказывали слова Павла. В акте указано, что отец действительно создал для маленьких детей хорошие условия: кроме отдельных спальных мест, у ребятишек много игрушек и книг.
Акт обследования деревенского дома, в котором живет мать Аллы, зафиксировал, что и в нем созданы вполне сносные условия для жизни детей. Четыре комнаты, электрическое и печное отопление, летний водопровод, баня и огород. Детишек ждет отдельная комната.
Весы Фемиды застыли в равновесии. Во всяком случае, в отношении условий проживания. Стали исследовать вопрос с морально-этической стороны. И тут чашечки весов качнулись в пользу Павла. Оставшись с маленькими сыновьями на руках, Павел не отправил малюток в интернат. Стал им и отцом, и матерью: кормил, обувал, одевал, воспитывал. Алла, напротив, до настоящего заявления в суд не очень-то переживала за малюток. Во всяком случае, документально подтвердить, что пыталась забрать детей у бывшего супруга, не смогла.
Мать клялась, что убежала из дома, убоявшись кулаков мужа, теперь боится и за детей. Но тогда почему до сего времени она не предприняла никаких попыток спасти детишек от грозного мужа? Почему не обратилась в полицию, если уверена, что Павел бьет ребятишек или, как она заявила, проявляет агрессию? По всему выходит, что до настоящего времени судьба сыновей ее не интересовала. С тех самых пор, как ушла из дома, ребятишек она не видела и не пыталась этого сделать. Наверное, была убеждена в надежности Павла, уповала на его отцовские чувства.
Но Алла настаивала, что бывший супруг ее общению с детьми препятствовал. Допустим, к сыновьям обозлившийся Павел ее не подпускал, но от денег-то на их содержание вряд ли бы отказался. По всей вероятности, подобных попыток и не было. Ни клятвы, ни уверения к делу не пришьешь. Не смогла Алла доказать, что пыталась заботиться о ребятишках, как и того факта, что оставила семью, убоявшись агрессии мужа. Весьма вероятно, бросила семью, поддавшись новому чувству.
Суд отказал Алле У. в удовлетворении исковых требований. Встречный иск Павла был удовлетворен: сыновья остались жить с отцом. Алла пожаловалась в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда, однако кассационная инстанция оставила решение без изменения.
Автор благодарит пресс-службу Орджоникидзевского районного суда за предоставленные материалы.