Общение граждан с правоохранительными органами начинается с подачи заявления. Принимая документ, полицейские следуют инструкции, которая в мельчайших деталях, вплоть до образцов и бланков, объясняет порядок дальнейшей работы с обращением.
Однако успех и время раскрытия преступлений зависит и от заявителей. О том, какие факторы способны повлиять на качество и время раскрытия нарушений и кто теперь первый выслушает жалобы, поступившие на телефон доверия, разговор с заместителем начальника УМВД России по Магнитогорску полковником внутренней службы Андреем Кияткиным.
- Напомните правила, которым обязаны следовать правоохранители, принимая заявление.
Любое сообщение о преступлениях или правонарушениях должно быть не просто "принято к сведению", а зарегистрировано. Заявлению присваивается учётный номер, который вносится в регистрационный журнал и берётся на контроль. О сообщении знают несколько должностных лиц: получивший информацию сотрудник, оперативный дежурный, офицер, которому поручено проверить информацию и принять решение. Иными словами, расписанный регламент приёма заявлений сводит на нет возможность проигнорировать обращение. Сознательно идём на увеличение числа заявлений, несмотря на последующий вал документов. О мерах, принятых по заявлению, отсчитываются участковые, оперативные сотрудники, следователи, дознаватели. Оценку правоохранительной работе дают граждане, встречи с которыми проводим постоянно. Общаемся с начальниками цехов комбината, трудовыми коллективами, представителями союза молодых металлургов, молодёжной палаты.
- Полагаю, что утаить тревожный звонок или положить заявление под сукно затруднительно. Ведь дежурная часть УМВД Магнитогорска оснащена речевыми регистраторами, видеокамерами.
- Высокая техническая оснащённость позволяет повысить профилактику правонарушений, сводит к нулю сокрытие преступлений во время регистрации заявлений либо необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела. Если всё же отказываем, то обязательно разъясняем человеку его права. В полиции существует многоуровневая система ведомственного контроля, и заявитель имеет возможность обжаловать решение, обратившись к вышестоящему руководству либо в надзорный орган - прокуратуру.
- Представим, что строгая система учётно-регистрационной дисциплины дала сбой, и заявление нерадивый сотрудник всё же не принял.
- В этом случае необходимо обратится к вышестоящему начальству или позвонить на телефон доверия, который входит в систему горячей линии: 8(351)268-85-94. Но с 15 февраля все звонки принимает областное управление полиции.
- Как часто и с какими жалобами звонят на телефон доверия?
- В течение года поступает примерно 600 сообщений. Информация разная: жалуются на громкую музыку у соседей, на запах уксуса, игорный бизнес. Иногда обращаются горожане, состоящие на учёте у психиатра. Одна из таких пенсионерок имеет обыкновение по десять раз в день звонить и рассказывать бредни. Неадекватные "жалобщики" у нас на особом учёте, поскольку не раз удостоверялись, что человек рассказывает небылицы. Ранее сотрудник штаба ежедневно прослушивал звонки, регистрировал информацию, составлял рапорты. Я назначал людей, ответственных за исполнение приказов.
- К слову об анонимах, многие заявители, позвонив в дежурную часть, просят, допустим, успокоить шумного соседа и очень возмущаются, когда их просят назвать личные данные.
- Фамилия гражданина, адрес требуются, чтобы призвать к порядку его соседа. Но какого? Сверху, снизу, справа от квартиры заявителя? Полиция принимает и анонимные обращения, допустим, о заложенном взрывном устройстве или угрозе теракта. В этом случае реагируем немедленно.
- Правоохранители принимают даже анонимные заявления, а что необходимо знать гражданам, когда они обращаются за помощью?
- Чем быстрее сообщат о преступлении, тем больше вероятность его раскрытия. Приведу недавний случай. Дама обнаружила пропажу смартфона в одном из ночных клубов. Сразу заявлять не стала, пришла в полицию, когда протрезвела. Драгоценное время - возможность раскрыть преступление по горячим следам - было упущено. Фактор времени очень важен, если кражи происходят, допустим, в поликлиниках. Учреждения оснащены камерами видеонаблюдения, что облегчает поиск подозреваемых. Но видеозаписи хранятся несколько дней, и шансы найти злоумышленника после того, как документальные свидетельства стёрты, резко снижаются.
- Какие из недавних преступлений могут стать для граждан предостережением?
- У несовершеннолетнего украли дорогой телефон. Родительница через соцсети сообщила, что готова выкупить технику за вознаграждение. Люди откликнулись, назвали стоимость - десять тысяч рублей. После того как анониму перевели деньги, он назначил встречу, но не явился. Результат плачевный - ни денег, ни телефона. Пока удалось установить, что номер принадлежит абоненту из другого города.
Участились кражи в новых микрорайонах. Воры открывают хлипкий замок тамбурной двери и выносят всё, что неосмотрительные люди оставляют в прихожей: куртки, деньги, документы. Во всех случаях гражданам необходимо помнить: заявления у них примут в любом виде - письменно, в электронном виде, по телефону. И чем быстрее они обратятся в дежурную часть, тем выше вероятность успеха.