На этой неделе, 28 мая, вступили в силу новшества, утверждённые Министерством здравоохранения РФ. Документ стал итогом реформы системы ОМС, которую Минздрав последовательно проводил эти годы, пишет "Российская газета". Главная цель: человек должен иметь возможность получить качественную медицинскую помощь, в каком бы уголке страны он ни жил. А для этого все регионы должны иметь равные возможности - как технические (оснащённость клиник, подготовка врачей и прочих специалистов), так и финансовые.
Поэтому преобразования начались с выстраивания единого механизма финансирования всех видов медицинской помощи, входящих в программу ОМС. "Ежегодно на федеральном уровне принимается программа государственных гарантий, - пояснила министр здравоохранения Вероника Скворцова, - в которой закреплены виды, качество и количество медицинской помощи. При этом в каждом регионе на базе федеральной принимается своя программа госгарантий, и в ряде территорий были искажения, тарифы на оказание медицинской помощи занижались".
Как отмечала министр, за несколько лет "разброс" в финансировании удалось сократить в 25 раз.
В новых правилах закреплён порядок оплаты медпомощи по ОМС, начиная с момента формирования заявки на авансирование и заканчивая окончательными расчётами за оказанную помощь. Чётко прописаны и варианты получения денег медучреждением, если в нём лечился пациент, приехавший из другого региона. До сих пор такие взаиморасчёты между территориальными фондами ОМС вызывали немало проблем - в том числе и из-за того, что в разных регионах действовали разные тарифы на один и тот же вид помощи.
Обязанности Фонда ОМС - не просто финансировать работу медучреждений, но и тратить деньги наиболее эффективно.
"В частности, ужесточены санкции к медорганизациям за непредставление медицинских документов и за искажение информации в реестрах счетов, - пояснил председатель совета по медстрахованию Всероссийского союза страховщиков Андрей Рыжаков. - Также увеличивается ответственность медорганизаций за назначение нерациональной фармакотерапии". Проще говоря, за завышение тарифов (когда по факту была оказана более простая помощь), за приписки (когда в отчётность вписываются виды помощи, которые пациент вообще не получал) с медучреждений не только удержат полученные ими "лишние" средства, но ещё и оштрафуют.
А для пациентов, получающих лечение в стационаре, важно ещё одно нововведение: если вместо положенного по клиническому протоколу современного дорогостоящего препарата больного будут лечить устаревшим, но более доступным, или неоправданно заменят одно лекарство на другое, размер финансового наказания вырастет в три раза.
Документ значительно расширил полномочия и обязанности страховых компаний. По сути, они должны действовать в режиме "непрерывного контроля" за качеством работы медиков. "Если ранее страховые медорганизации контролировали качество медицинской помощи по факту её оказания на основе медицинских документов или проводили проверки в связи с обращениями граждан, то теперь страховые представители должны сопровождать пациента на всех этапах лечения", - отметила глава ФОМС Наталья Стадченко.
Поэтому много внимания в документе уделяется информированию граждан и защите их прав. Например, страховщики должны разместить на своих сайтах сведения о медорганизациях, участвующих в системе ОМС, в том числе частных клиниках. Чтобы граждане могли выбрать - где именно лечиться.
Кроме того, страховщиков обязали опубликовать адреса клиник, где можно пройти диспансеризацию, в том числе в вечернее время и в субботу. Гражданам о такой профилактике напомнят, позвонив или отправив смс-сообщение. А медиков страховщики проверят, чтобы диспансеризация была организована удобно для пациентов.
Страховые представители в соответствии с новыми правилами обязаны работать с обращениями пациентов, помогая им в случае возникновения спорных случаев и жалоб - вплоть до организации экспертизы полученной помощи.
При этом особое внимание направлено сейчас на людей с подозрением на онкологическое заболевание. "В правилах появилась норма о сопровождении пациентов с подозрением на рак и больных с уже подтвержденным диагнозом - на информационном портале территориальных фондов ОМС страховые организации будут формировать истории страховых случаев таких граждан: куда обращались, были направлены, какие обследования проходили, какое лечение получали. Это даст возможность контролировать сроки оказания и качество получаемой ими помощи и оперативно восстанавливать нарушенные права", - рассказал член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, профессор Алексей Старченко.
Кроме того, отметил Старченко, новый документ предусматривает возможность получения в сложных случаях ведения больного так называемого второго мнения. То есть пациент получает возможность проконсультироваться у высококлассных специалистов, в том числе и из ведущих клиник страны - с помощью телемедицинских технологий. В организации такого дистанционного консилиума тоже помогут страховые представители.
Сама процедура оформления полиса обязательного медицинского страхования по новым правилам значительно упрощается и становится удобнее. "Теперь подать заявление о выборе или замене страховой медицинской организации граждане смогут через официальный сайт территориального фонда ОМС. Правда, для этого понадобится оформить электронно-цифровую подпись. Заявление также можно отправить через единый портал гос-услуг или в МФЦ", - пояснил Андрей Рыжаков.
Причём теперь полис ОМС оформляется в двух вариантах: не только в форме бумажного бланка, но и в виде пластиковой карты с электронным носителем информации. Понятно, что электронным полисом удобнее пользоваться: при его использовании уже не понадобится паспорт, кроме того, пластик более долговечен.
Ещё один удобный для людей момент: временное свидетельство, которое получает гражданин, пока он ждет изготовления и выдачи "постоянного" полиса ОМС, будет действительно не 30, а 45 рабочих дней.