Несмотря на младенческий возраст, подразделение может похвастаться успешной работой - третье место среди отделов Уральского следственного управления на транспорте.
Сегодня о самых резонансных преступлениях и о перспективах работы расскажет его руководитель Юрий ЛЕБЕДЕВ.
- Раньше мы были подразделением Челябинского межрайонного отдела на транспорте. В зону нашего обслуживания входили Магнитогорск, Карталы и Троицк. С 15 января стали самостоятельным отделом, зона деятельности которого возросла многократно: южные районы региона. Это тысячи километров железнодорожных, воздушных и водных путей Брединского, Карталинского, Варненского, Чесменского, Абзелиловского, Белорецкого районов. Кроме того, расследуем уголовные дела по преступлениям, которые совершили сотрудники Магнитогорской таможни и линейной полиции, а также противоправные действия в отношении них.
Огромный объем работы возложен на четырех человек. Заместитель руководителя дислоцируется в Троицке. Отмечу, штат полностью укомплектовали лишь в июле прошлого года. Сейчас у каждого из сотрудников в производстве находятся не менее десятка дел различной направленности: коррупционные, должностные, против порядка управления. Показатели хорошие: по итогам работы за прошлый год заняли третье место среди отделов Уральского управления. Доказали, что можем отлично трудиться. Темпов не сбавляем, рассчитывая на призовое место и в этом году. Тем более что условия работы, благодаря заботам администрации города, прекрасные. Раньше ютились на 18 квадратных метрах, теперь в нашем распоряжении просторное помещение, переданное службе в безвозмездное пользование. Здание находится в старом доме на улице Уральской, но кабинеты прекрасно отремонтированы.
- Удивляясь объему работы и численности сотрудников отдела, смею предположить: берете не числом, а умением. Расследование каких дел позволило выйти в передовики?
- В прошлом году направлено в суд уголовное дело в отношении сотрудников государственной инспекции маломерных судов по Карталинскому и Троицкому районам. Задача этой службы - выявлять нарушения со стороны владельцев надувных лодок, катеров. Инспекторы составляли протоколы на "мертвых душ": вписывали в документы паспортные данные граждан и выносили им замечания. Не штрафовали. Таким образом, завышали статистику, доказывали свою работоспособность, достигая рекордных показателей. В ходе проверки выявили девять преступных эпизодов. Вопиющим был факт, что "нарушители" даже не имели водных средств. Это преступление - результат "палочной" системы отчетности работы. Инспекторам предъявили обвинение за совершение служебного подлога и превышение служебных полномочий из корыстных побуждений. За "ударную" работу инспектора получали премии. В суде дело прекращено в связи с истечением срока давности.
Несколько уголовных дел касалось Магнитогорской таможни: нарушения вскрыли в процедуре оформления транспортных средств. Механизм преступлений различный: занижали платежи, относя транспортное средство к иному типу; проворачивали махинации с номерами - добротный автомобиль оформляли как битый.
Старший следователь Павел Васильевич Санцаков расследовал дело, которое подпадало под квалификацию статей 286 УК РФ - превышение должностных полномочий, повлекшее существенное нарушение прав граждан, и 292 УК РФ - служебный подлог. В позапрошлом году дознаватель линейного отдела милиции направила в мировой суд дело в отношении жителя Еткульского района. Пьющего гражданина обвинили в краже 80 метров бывших в употреблении железнодорожных рельс. В ходе судебного процесса в документах выявили существенные нарушения и вернули дело на доследование. Дело в отношении гражданина прекратили, но следственный отдел заинтересовался законностью действий дознавателя-капитана. В ходе следствия выяснили, что дело сфабриковано. Ложными оказались и следственные действия, и участие понятых. Обвиняемая, капитан тогда еще милиции, созналась в подлоге. В настоящее время дело направлено в суд.
Интересное дело, которое также расследовал Павел Санцаков, касалось летательного аппарата. Житель поселка проводил воздушные экскурсии над заповедником Аркаим. Чтобы осуществлять такую деятельность, воздушному извозчику необходимо окончить курсы, оформить лицензию, получить летную книжку. Не имея документов, он оказывал услугу, не отвечающую требованиям безопасности. За возможность полюбоваться Аркаимом с высоты птичьего полета летчик-любитель брал с человека тысячу рублей. Поражает беспечность людей, которые выстраивались в очередь, чтобы взлететь на кустарно собранном аппарате, штурвалом которого управлял любитель. К счастью, никто не пострадал. Дело направлено в суд. Расследовали обстоятельства дела в отношении одного из руководителей отдела Магнитогорской таможни. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве. Должность обвиняемого немаленькая, поэтому дело передано в Екатеринбург.
- Какие дела расследуете сейчас?
- В ноябре прошлого года в Карталах сошли с рельсов восемь вагонов грузового состава. Преступление произошло по халатности работников железнодорожной станции, которые занимались ремонтом. Чтобы заменить отрезок железнодорожного полотна необходимо определить "окно" - время прекращения движения на конкретном отрезке пути. Грузовой состав направили на путь, где шел ремонт. Несогласованность действий начальника станции и дорожной ремонтной бригады привела к крушению. В результате разворочены рельсы, повреждены вагоны. Ущерб составил более полутора миллионов рублей. Сейчас расследуем обстоятельства, допрашиваем участников событий, очевидцев, назначаем экспертизы. Учитывая особую важность дела, материалы будут направлены в суд отделом по особо важным делам Уральского следственного управления.
В производстве отдела много материалов, связанных с иностранными гражданами, пересекающими границу с поддельными миграционными картами. Когда сотрудники полиции выявляют подобные факты, мигранты откупаются взятками.
- С какими оперативными службами вы работаете?
- Информацию получаем от различных служб: оперативных подразделений полиции на транспорте, сотрудников ФСБ, таможни. До последнего времени в таможне функционировал отдел собственной безопасности, сейчас - отдел по борьбе с коррупцией. Изменилось название, но задачи остались прежними. После получения оперативной информации назначаем экспертизу. Если факты подтверждаются, возбуждаем и расследуем дело. Так, в прошлом году я расследовал дело в отношении одного из начальников Магнитогорской таможни. Нарушения касались государственных контрактов. Таможня заключила госконтракт с фирмой на обслуживание средств связи. Подрядчик, не выполнив работу, представил документ о выполнении обязательств. Должностное лицо, не удостоверившись, не проверив данные, подписало документы. Из-за халатного отношения к служебным обязанностям федеральные деньги ушли на счета фирмы, которая работу не выполнила. В прошлом году суд вынес по этому делу обвинительный приговор, осужденный жаловался в кассационную инстанцию, но приговор был оставлен в силе.
Сейчас в производстве отдела находятся более 20 уголовных дел, многие из которых обещают стать резонансными. Категории различны: в отношении полицейских, которых обвиняют в подлоге и фальсификации; иностранных граждан, которым предъявлено обвинение в даче взяток должностному лицу, а также дела против порядка управления - оскорбление, применение насилия в отношении сотрудников полиции.
Каждый следователь нашего отдела ежемесячно направляет в суд не менее двух уголовных дел. Думаю, объем работы значительно бы вырос, если у нас была своя оперативная служба. Подобные предложения уже обсуждаются на высшем уровне, в Следственном комитете России. Мы - в чистом виде следователи и не вправе выявлять преступления.