Несколько слов об истории вероучения. "Свидетели Иеговы" появились во второй половине ХIХ века в Пенсильвании как международное общество исследования Библии. К 1914 году подобного рода религиозные общины появляются во многих странах мира, в том числе и России. После первой мировой войны число их растёт. Так, в Советской России до 1927 года "Свидетели Иеговы", как и другие направления позднего протестантизма - баптисты, адвентисты, пятидесятники и другие религиозные организации, свободно существовали, активно пропагандируя своё учение. В 30-е годы на "Свидетелей Иеговы, как и на прочие религиозные общины, партия и государство обрушивает мощь не только пропаганды и запретов, но и физических репрессий.
В годы второй мировой войны тысячи немецких представителей религиозной организации стали узниками концлагерей, так как отказывались от участия в политической жизни и войнах, где бы и ради чего они ни велись. В советские годы "Свидетели Иеговы" фигурировали в СМИ как антисоветские организации, пособники разведывательных служб США, проповедники античеловеческой идеологии. Поводы для обвинений - отказ от участия в политической жизни, избирательных компаниях, службы в армии.
Деятельность организации была запрещена до 90-х годов прошлого века. "Свидетели Иеговы" действовали в СССР нелегально, за что привлекались к уголовной и административной ответственности. Существование религиозной организации обеспечивалось различного рода "радиоголосами" и огромным количеством печатной продукции издательских центров, которая поступала в страну контрабандным путём.
С наступлением перестройки взаимоотношения религиозных организаций и государства изменились. В соответствии с законом о религиозных культах "Свидетелей Иеговы" стали относить к так называемым нетрадиционным религиям, последователи которых могут быть зарегистрированы в конкретном регионе после 15-летнего существования. В 1991 году было официально признано, что деятельность организации не представляет угрозы закону и порядку. В стране был зарегистрирован "Управленческий центр "Свидетелей Иеговы".
Однако до последнего времени в разных уголках страны слышались обвинения религиозной организации в экстремизме, разрушении семьи, причинении вреда здоровью. По всей вероятности, речь идёт об общественно-политической позиции религиозной организации, на которой акцентировалось внимание в советское время - идейных разногласиях с другими течениями христианства, вызывающих отторжение "Свидетелей Иеговы".
Поклоняются единственному богу Иегове, отрицают христианский догмат о Троице. Иисуса Христа считают высшим сверхестественным существом, сотворённым богом. Христос, объединив 144 тысячи избранных "Свидетелей Иеговы", готовит на земле войну с Сатаной - Армагеддон. Иеговисты не верят в существование загробного мира, предрекая скорый Армагеддон. Они предрекают победу воскресшим последователям веры, которые будут жить на земле в новом мире - едином теократическом государстве во главе с Христом.
Учение эволюционирует, как и организация. Учтены негативные последствия предсказаний конкретных дат Армагеддона, нет акцентов на исключительности последователей веры, что обостряет противостояние с другими конфессиями.
Читая периодические издания иеговистов "Сторожевая башня", "Пробудись", книгу "Чему учит Библия?", убедилась, что тема Армагеддона перешла в разряд общих рассуждений, как и утверждение о религиозной исключительности и вероучительного преимущества перед верующими других исповеданий. Тексты анализируют и пропагандируют Библию, обращаясь к положительному опыту из жизни единоверцев. Акцент на проблемах нравственности, семьи, воспитании детей, знакомстве с новостями науки и искусства.
Как я поняла из СМИ, организацию признали экстремисткой ещё и по причине отказа иеговистов от переливания крови. Однако дискуссии по этой проблеме до сих пор не утихают и в медицинском сообществе. Иеговисты, конечно же, отказываются от переливания по религиозным убеждениям, но это их право, их выбор, и воздействовать можно только убеждением.
На мой взгляд, подлинная причина нестабильного положения иеговистов в стране заключается в ряде факторов. На сегодня в мире насчитывается более восьми миллионов последователей этой религиозной организации, в России их около двухсот тысяч. Всемирный центр "Свидетелей Иеговы" в Бруклине, используя мощную материальную базу и последние технологии СМИ, издаёт огромное количество литературы на различных языках мира. От иеговистов требуется активное распространение вероучения. Именно назойливая, иногда даже агрессивная деятельность последователей вероучения вызывает отторжение и формирует негативное к ним отношение. С подобного рода миссионерами многие сталкивались в транспорте, на пороге своего дома.
В общественном сознании определённую роль в отношении к иеговистам сыграл негативный настрой Русской православной церкви и околоправославных религиоведов и экспертов. Американское происхождение и поддержка, связь с бруклинским центром и зарубежными общинами делает иеговистов особенно уязвимыми в условиях обострения внешнеполитических отношений с США. Только объективный, профессиональный анализ идеологии и деятельности конкретной религиозной общины центра "Свидетелей Иеговы" поможет избежать ошибок в отправлении закона о религиозных культах, послужит межконфессиональному миру и возможности верующих свободно исповедовать свою религию, не навязывая её окружающим.
Верховный суд России удовлетворил иск Министерства юстиции: признал деятельность «Управленческого центра «Свидетелей Иеговы» в России» экстремизмом, запретил его работу, конфисковал имущество. Поводом для обвинения стал ряд книг «Свидетелей Иеговы», включённых в Федеральный список экстремистских материалов.
Социальный опрос
Левада-центр: большинство россиян поддерживают запрет «Свидетелей Иеговы» .
Большинство граждан Российской Федерации считают «Свидетелей Иеговы» сектой и одобряют запрет их деятельности, показал опрос Левада-центра. «49 процентов россиян считают эту организацию христианской сектой. Менее половины знают о судебном преследовании «Свидетелей Иеговы», тем не менее поддерживают этот запрет 79 процентов опрошенных», – сообщает сайт Левада-центра.
Всего в опросе приняли участие 1600 человек в возрасте от 18 лет в 137 населённых пунктах 48-ми регионов страны. Кроме того, большинство опрошенных – 93 процента – относятся к православным с уважением и доброжелательностью. 35 процентов респондентов относятся с доброжелательностью к атеистам, ещё 27 процентов их даже уважают.