Судя по тому, какие наставления на год грядущий озвучила экс-руководитель управления образования, а ныне заместитель главы города Наталья Сафонова на прошедшем в конце августа педсовете, миссию по профессиональной ориентации детей и развитию у них чувства патриотизма возьмёт на себя школа.
Для начала немного статистики: в Магнитогорске проживает около 93000 несовершеннолетних в возрасте до 18 лет. За парты 2 сентября сели 5029 первоклассников. В прошлом году, к слову, их было значительно больше – 5929. В системе образования в новом учебном году будут работать 5723 педагога. Число их за последние годы тоже уменьшилось, но в управлении образования уверяют, что дефицита практически нет, школы укомплектованы кадрами на 98 процентов.
Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 100 процентов, вместе с тем в микрорайонах южной части города сохраняется проблема переуплотнения групповых ячеек. Для её решения в рамках нацпроекта «Демография» в Магнитогорске за три последних года создано 810 новых мест, в том числе 270 – для детей в возрасте от 1,5 до трёх лет. При поддержке губернатора и главы города идёт строительство детских садов в 144 и 150 микрорайонах на 230 мест в каждом. А также строительство школы в 147 микрорайоне на 1224 места. И начато строительство нового здания школы № 42 в поселке Димитрова.
– Президент России назвал базовой целью развития российского образования создание суверенной системы обучения на всех его уровнях, – подчеркнула Наталья Сафонова.
По итогу российское образования должно стать одним из лучших в мире с точки зрения ценностей и смыслов, содержания и качества. Суверенная система обучения предполагает внедрение единых образовательных программ, создание единого образовательного пространства, духовно-нравственное, патриотическое, трудовое воспитание. А также выполнение задач в рамках национальных проектов «Образование», «Демография», «Цифровая экономика».
Так, одним из системообразующих механизмов сохранения и укрепления образовательного суверенитета является проект «Школа Минпросвещения России». Приоритетная задача – к концу 2024 года выйти на федеральный показатель: 100 процентов школ должны иметь статус не ниже базового уровня (пока до него дотягивают не все учреждения образования Магнитогорска). Также школам надлежит пройти федеральную диагностику и получить рекомендации по разработке программ развития. Каждая вторая школа города взяла на себя обязательства в сентябре–октябре 2024 года согласовать программу развития с управлением образования. На уровне дошкольного образования аналогом проекта «Школа Минпросвещения России» является федеральная программа «Детский сад – маршрут развития».
Профориентация – одна из важнейших задач современной школы. С 2023 года Магнитогорск принимает участие в открытии губернаторских инженерных классов в рамках проекта Челябинской области «Инженеры будущего-74». Классы стали открываться в связи с возрастающей потребностью экономики региона и города в квалифицированных инженерных кадрах. Победителями областного конкурса отбора для открытия губернаторских инженерных классов в текущем году стали МГМЛ, МЛ-1, школа № 5. Там с первого сентября начали работу три предпрофильных инженерных класса для учеников 8–9 классов и один профильный десятый класс.
Также в текущем году на базе детского технопарка «Кванториум» МГМЛ открыт специализированный кружок по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Там школьников будут учить управлять гражданскими дронами.
В рамках профориентации обучающихся в старших классах продолжат работу психолого-педагогические классы в школах № 32 37 38 40 61 и Академическом лицее в целях создания профессиональной педагогической ориентации старшеклассников и формирования у них устойчивых интересов к педагогической профессии. Более того, запланировано открытие психолого-педагогических классов в 25 процентах образовательных учреждений Магнитогорска. Целевая аудитория проекта – ученики 10–11-х классов, планирующие поступать на педагогические направления подготовки. Также на базе Академического лицея продолжит реализовываться проект предпрофессиональной подготовки по специальностям вожатый, лаборант химического анализа, консультант в области развития цифровой грамотности. Кроме того, школы продолжат участие в реализации федерального проекта «Код будущего», организованного Министерством цифрового развития РФ, по изучению современных языков программирования.
– Прошу активно включиться в работу по данным направлениям, – подчеркнула Наталья Сафонова.
С сентября прошлого года во всех школах города введена единая модель профориентации – профориентационный минимум. Все обучающиеся 6–11 классов по четвергам будут посещать занятия по программе «Россия – мои горизонты» в рамках профориентационной работы.
– По итогам прошлого года мы с вами занимаем только 16 место в рейтинге муниципальных образований по профессиональной ориентации в рамках проекта «Билет в будущее», – уточнила Наталья Сафонова. – В этом учебном году перед нами стоит задача по расширению образовательного пространства для получения образования по приоритетным для экономики Челябинской области и города инженерным направлениям. Очень важно использовать в урочной деятельности региональные и муниципальные компоненты, направленные на изучение территориального рынка труда, экономических особенностей региона, города, специфических потребностей в кадрах и задачах экономического развития. При реализации регионального компонента необходимо включать в содержание учебных предметов дополнительные дидактические идеи, такие как: предприятия Челябинской области, профессии, востребованные на рынке труда в городе и области, профессиональные династии. Профориентационная работа должна стать не набором мероприятий, а системой и основной технологического суверенитета страны.
Также учителя продолжат выполнять большую государственную важную работу по духовно нравственному и патриотическому воспитанию детей.
– Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей педагоги должны доносить до детей не только на уроках, а прежде всего в общении со школьниками, подтверждать своими поступками и поведением, – подчеркнула Сафонова. – Особое внимание необходимо обратить на историческое просвещение в студиях, кружках и иных просветительских форматах поддержки детских объединений, занимающихся историческим краеведением. Актуальна тема создания школьных музеев в каждой школе. На сегодняшний день музеи созданы в 16 школах и в одном учреждении дополнительного образования. Школьный музей, уважаемые коллеги, должен стать одним из центров патриотического воспитания обучающихся, предметно-развивающей средой. Перспективное направление образовательной деятельности – создание школьных музеев во всех образовательных учреждениях. Как и в прошлом году во всех школах каждая учебная неделя должна начинаться с поднятия государственного флага, исполнения гимна и проведения неформального классного часа в рамках проекта «Разговоры о важном». Прошу обратить особое внимание на программы активной социализации «Орлята России» для учащихся 1–4 классов и «Я, ты, он, она – вместе целая страна» для 5-х классов.
Системой дополнительного образования в Магнитогорске охвачены 88 процентов детей от 5 до 18 лет. Для увеличения охвата на территории Челябинской области, в том числе в Магнитогорске, внедрялся механизм сертификата социального заказа. Один из инструментов данного механизма – социальный сертификат на получение муниципальной услуги, которым можно было оплачивать кружки и секции. С текущего учебного года подобное нововведение планируется и для школьного дополнительного образования.
– Школам надлежит расширять направления и формы взаимодействия с региональным центром выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей Челябинской области «Курчатов центр», активно содействовать направлению школьников на профильные смены для одарённых детей в федеральные образовательные центры «Сириус», «Океан», «Смена», «Артек», «Орлёнок», – подчеркнула Сафонова. – А также активно использовать информационно-методическую платформу «Отличная школа 74.ру». На ней размещены консультации членов региональных предметно-методических комиссий для подготовки к олимпиадам.
Сегодня образовательные учреждения применяют единые федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные основные образовательные программы, в школы поступают единые учебники. Методическое сопровождение внедрения стандартов и федеральных программ успешно осуществляет городской центр повышения квалификации и информационно-методической работы. 21 августа центру исполнилось 35 лет
К сожалению, один из факторов риска, который препятствует реализации обновленных стандартов, является низкий уровень владения русским языком несовершеннолетними иностранными гражданами. В прошлом учебном году данный вопрос был взят на особый контроль. Организована деятельность городского ресурсного центра для адаптации и социализации детей с миграционной историей на базе школы № 66. Работу в данном направлении необходимо продолжить.
Также Наталья Сафонова рассказала о достижениях школьников и учителей в прошедшем учебном году. Дипломами победителей и призеров областных олимпиад по общеобразовательным предметам награждены 283 обучающихся, 31 школьник получил на ЕГЭ максимальные сто баллов, два выпускникам стали двухсотбалльниками. Директор городского многопрофильного лицея № 1 Наталья Лаптева стала лауреатом всероссийского конкурса «Директор года России-2023». Учитель русского языка и литературы Академического лицея Алексей Маклаков был признан победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в номинации «Молодые учителя». Музыкальный руководитель детского сада 160 Марина Григорьева – абсолютный победитель областного конкурса «Педагог года в дошкольном образовании» и будет представлять Магнитогорск и Челябинскую область на всероссийском финале «Воспитатель года». Учитель иностранных языков школы № 60 Ольга Баскакова получила звание победителя областного конкурса «Учитель года». В областном конкурсе « Лидер в образовании» в прошлом году директор школы № 5 Наталья Никифорова стала абсолютным победителем, и уже 27 сентября на базе школы № 5 состоится завершающий тур областного конкурса 2024 года.
– Уважаемые коллеги, нам действительно есть чем гордиться, Но задачи, которые требуют решения, не становится меньше. Дети, которые придут в классы 1 сентября, через четверть века будут определять будущее нашего города, нашего региона, нашей страны. И это во многом зависит от нас с вами, от работающих сегодня педагогов, руководителей, для которых образовательное учреждение – это не только место трудоустройства, а большая часть жизни, – отметила Наталья Сафонова в завершение доклада.
Добавим, изменения произошли и в самом управлении образования. Сейчас его возглавляет молодой руководитель Олег Гофштейн. Точнее, с августа 2024 года он был принят на должность заместителя управления образования. Ибо предыдущий заместитель Ольга Бирюк в настоящее время курирует профориентацию школьников от лица ПАО «ММК». Но так как и руководитель управления образования пока не найден (Наталья Сафонова, напомним, ушла на повышение на должность заместителя Сергея Бердникова), Олег Гофштейн сейчас исполняет его обязанности. До нынешнего назначения Гофштейн работал в педагогическом колледже заместителем директора по учебной части.