Накануне этой даты журналист "ММ" побывала в гостях у начальника отдела по расследованию преступлений отдела полиции № 8 (по-старому Ленинского райотдела), подполковника юстиции Натальи БАЖАНОВОЙ.
Суфлер без будки
Обычно все разговоры о судьбе человека, для которого работа стала делом жизни, сами собой перетекают в профессиональную плоскость: какие дела расследовали, кого поймали и какой нынче пошел преступник. Рассказывая о криминальном конвейере -следственных буднях, Наталья Григорьевна не перестает давать указания забегающим в кабинет подчиненным, общаться по телефону с областным начальством, почти наизусть перечисляя дела, отправленные в суд или на подпись в прокуратуру. В общем, работа кипит, и дверь кабинета почти не закрывается.
- Окончили дело по конкурсному управляющему, которого привлекли к ответственности за взятки. Отправили на скамью подсудимых известного в городе юриста, который оказался мошенником, - называет недавние дела Наталья Бажанова. - Он брал с людей большие деньги, обещал оказать услуги, бахвалился связями с судьями, прокурорами, полицией. Обман раскрылся, когда один из его клиентов, вопреки уверениям юриста, все же угодил под суд и поднял скандал. Мы смогли доказать, что преступление мошенник совершал, имея умысел. На судебном процессе юрист со знанием дела выстроил свою защиту, даже философию в качестве аргумента использовал, но, как ни старался, все же получил срок. Правда, условный.
Расследовали громкое дело в театре оперы и балета, связанное со злоупотреблениями. Выявили множество "мертвых душ". Ладно бы, если речь шла о таких должностях, как монтер сцены, но по совместительству был оформлен человек, занимающий должность суфлера. Проверили и выяснили, что в театре и будки-то суфлерской давно нет. Когда допрашивали дирижера-совместителя, выяснили, что тот даже не знает, что такое партитура, не знает репертуара театра. Интересное, но сложное дело: надо было разобраться во всей театральной кухне, доказать факты преступлений. Руководитель клал деньги не себе в карман, а распределял между сотрудниками. Театр - муниципальное предприятие, зарплаты маленькие. Сложная схема преступлений осуществлялась через внебюджетный фонд.
Похитители "шестерок"
Спрашиваю Наталью Григорьевну о болевых точках: какие из преступлений составляют вал? Лидируют имущественные - кражи с предприятий, из учреждений, садоводческих товариществ, торговых центров, офисов. И причиной тому, в большинстве случаев, преступное ротозейство самих работников. Активизировались автомобильные воры. С начала года зафиксировано четыре случая краж дорогих иномарок. Почерк угонщиков разный. Например, из Орджоникидзевского района иномарку угнали с охраняемой стоянки. Когда возбудили уголовное дело, стоянка в тот же день исчезла. Значит, работала нелегально.
Отыскать иномарки сложно: крадут "под заказ" и перегоняют за границу, в Казахстан. Проще найти "шестерки", "копейки". И такие крадут. Оказывается, таскают и гордость отечественного автопрома. Машины сдают на металлолом или снимают с машины все, что можно продать, и бросают.
- Как снег растает, обнаружив открытые ворота и выбитые стекла, потянутся к нам с заявлениями садоводы и владельцы гаражей, - предрекает Наталья Бажанова. - Недавно закончили дело по кражам в садах "Металлург-2". Вор оказался редкий пакостник. Проникал в садовый домик и курочил бытовую технику: вырывал провода пылесосов, микроволновок, обжигал и горстку меди сдавал в пункт цветмета. Распотрошил холодильник ради одной катушки с медным проводом. Одним словом, паршивец.
Следственный стаж Натальи Бажановой почти 18 лет. В правоохранительных органах оказалась случайно - центр занятости направил инженера-механика с вузовским дипломом в органы МВД. В середине 90-х кадровой кузницей для местных правоохранителей были два городских вуза: горный и педагогический. Юридической грамоте тогда обучали экстерном: на курсах переподготовки. После нескольких лет юридической практики Наталья Григорьевна стала дипломированным юристом, окончив Челябинский юридический вуз. Биографические вехи подполковника юстиции Бажановой позволяют предположить: постоянный контакт с представителями криминального мира меняет человека. За годы работы сердце должно превратиться в черепаховый панцирь. Ан нет. Наталья Григорьевна негодует, рассказывая о дерзком, наглом типе, который поставил на поток кражу садовых баков.
- Ладно, тому мелкому пакостнику есть было нечего. А этот - здоровый мужик имеет квартиру, машину! Осенью он нанимал автокран - и по садам. Из окна своей автомашины присматривал бак и приказывал грузить. Действовал нагло, не реагируя на крики соседей. Металлический бак стоит около 150 тысяч, он сдавал в металлолом тысяч за шесть-восемь. Возмущает наглость, публичность преступления.
Офисные воришки
В большинстве случаев кражи можно предупредить, прояви горожане хотя бы немного осмотрительности и осторожности. Недавно взяли преступника, так называемого офисного воришку. У него в квартире обнаружили улики: документы, сумочки, кошельки. К радости следователей, у вора рука не поднялась выбросить хорошие вещи, которые впоследствии были приобщены к делу в качестве вещдоков. Прежде чем пойти на дело, вор наблюдал за работой учреждений, магазинов, офисов. Спокойно проходил даже в охраняемую контору, заявив секьюрити, что направляется в отдел кадров якобы на работу устраиваться. Тянул из кабинетов сумки, телефоны, одежду. Однажды даже микроволновку ухитрился вынести.
- Еще одна парочка воров-наркоманов процветала, пользуясь безалаберностью продавцов, - продолжает Н. Бажанова. - Стянув сумочку, девица наполняла ее товаром и отдавала подельнику в обход электронных рамок. Недавно попались на краже 20-летние девушки: нарядились в примерочной, как матрешки, и спокойно вышли из магазина. Хорошо, что продавцы спохватились, на улице воришек задержали. В каждом подобном случае мы пишем руководству предприятий, магазинов, гаражных кооперативов представления, советуя установить видеокамеры. Но на письма следователей хозяева мало реагируют, надеясь на авось.
- Бывая в магазинах, лично убеждаюсь в этом, рядом с примерочной находится подсобная комнатка, дверь открыта, на вешалке сумки, одежда продавцов. Протяни руку - и твое. Как профессионал говорю девушкам: закройте, ведь утащат, зачем провоцировать преступников…
Словесная терапия
Рассказ о криминальных событиях был прерван появлением следователя. Нож, экспертиза, ценность похищенного - конкретные вопросы Натальи Григорьевны возвращают к событиям дня настоящего. Интересно, неужели подробности каждого дела она держит в голове, их же куча?
- Мы каждый день обсуждаем детали, - объясняет она. - В отделе 25 человек, с учетом декрета, отпусков, больничных работают 15-16 следователей. Нагрузку делим по-братски, несмотря на то, что у каждого в производстве по нескольку дел. Мужчин у нас всего четверо…
- Вы - добрый человек, не страдает ли от этого работа?
- Я стараюсь с пониманием относиться к нуждам подчиненных, но когда того требует дело, они работают, не считаясь со временем.
- А жулики не используют это качество характера?
- С ними легче общаться, они преступили закон, и отношение к ним соответственное. Много тяжелее с потерпевшими, особенно когда преступление не раскрыто. Пожилые люди срываются на крик: вы должны, обязаны… Куча свободного времени позволяет некоторым пенсионерам совершенно не считаться с его нехваткой у представителей власти. Встречаются больные, которым в кабинете плохо становится. Как им объяснить, что жулика-то нашли, но взять с него нечего. Стараюсь их успокоить, выслушать, а уж потом решить, кому из следователей нервного потерпевшего отдать. Иногда старушки прощают воров, примиряясь с ними в суде.
Под занавес
В следственной практике случаются дела, раскрытие которых связано с серьезной угрозой. Наталья Бажанова вспомнила случай, когда они с участковым оказались в притоне. Толпа агрессивных пьяных мужиков против двух безоружных представителей власти.
- Участковый шепнул, мол, вызывай подмогу. Мы едва вырвались, нашу машину окружили, чуть ли не раскачивать стали. А то цыгане с 12 участка "концерты" устроят. При задержании за сбыт наркотиков выбегают на улицу и орут: "Люди добрые, смотрите, что делается!"
И, как всегда, под занавес о семье, которая идет приложением к жизни следователя. Дочка Александра окончила МаГУ, с мамой они друзья: советуются, решают, обсуждают. Правда, пальму кухонного первенства Наталья Григорьевна отдает дочери: в ее меню экзотические вегетарианские салаты, оригинальные блюда. Супруг Юрий Михайлович, в прошлом сотрудник милиции, знает специфику следовательской работы и во всем жену поддерживает.
Отрицательные флюиды, сопутствующие следственной работе, Наталья Григорьевна научилась "растворять" в 20-минутной тишине. Замереть в уютном кресле, отрешившись от всего и, по возможности, не реагируя на вопросы домочадцев. Допросы, жулики, жертвы должны остаться за порогом дома. О них подполковник будет думать завтра…