Суд Ленинского района вынес приговор по уголовному делу, обстоятельства которого очень напоминают лихие 90-е: разбой с применением оружия.
Среди бела дня на жильцов, квартира которых находится в центре города, нападают двое вооруженных людей в масках. В отличие от лихих лет, взяли разбойников на месте преступления.
Засада
15 сентября прошлого года в половине одиннадцатого утра в дверь позвонили. Наташа осмотрела площадку. Через дверной глазок увидела лишь плечо. Лишь на третий раз она услышала ответ на вопрос: "Кто там?" - "Электрики". Девушка повернула замок, неизвестный резко толкнул дверь, вошел. Лицо закрыто маской. В руке, обтянутой перчаткой, "электрик" держал пистолет, дуло которого было нацелено на нее. Кровь бешено запульсировала в висках, Наташа почти бегом миновала коридор и оказалась на кухне.
Незнакомец шел следом, как вдруг послышался крик и глухой удар. Выглянув в коридор, девушка увидела лежащего на полу "электрика" в наручниках. Подельник скатился вниз по лестнице, запрыгнул в машину и скрылся. Но и его вскоре задержали.
Мужчин доставили в райотдел. Во время допроса задержанный Василь держался почти вызывающе. По его словам выходило, что он чуть ли не коллега стражам порядка. А точнее - внештатный сотрудник милиции, и задержавшие его омоновцы на корню загубили операцию по выявлению наркопритона. Работает-де он по заданию штатного сотрудника одного из городских подразделений, внедряясь в среду наркосбытчиков. Пять лет назад исключительно в интересах дела уволился из органов, с тех самых пор и работает под руководством упомянутого сотрудника. У них были сведения, что Наташа торгует наркотикам на левом берегу, а травку держит в бабушкиной квартире. Он даже одного из родственников девушки уговаривал сделать контрольную закупку марихуаны, да тот струсил. Долгое время вместе с сотрудником вел наблюдение за квартирой. Именно штатный сотрудник разработал план выявления наркопритона. Для чего Василь должен был надеть маску, вооружиться, надеть перчатки, чтобы не оставить следов, прихватить друга Баурджана и выяснить, действительно ли в квартире действует притон? Он, Василь, должен был дать сигнал сотрудникам ОМОНа, которые и задержали бы девицу-сбытчицу. Бойцы взяли, да только не того. Эту же версию Василь изложил в суде.
Баурджан на судебном заседании вину отрицал, подтвердив слова друга. Якобы Василь официально работает риелтором, но на самом деле он - агент наркоконтроля. В один прекрасный день Василь предложил ему участвовать в оперативном мероприятии - помочь изобличить организаторов наркопритона. Согласно плану Баурджан должен был прикрыть друга. Маску и перчатки надел, чтобы его не узнали. На операцию взял свой пистолет, на который имеется разрешение. В квартиру не заходил, а услышав грохот, испугался и выскочил на улицу. Мало того, что его незаконно задержали, так еще и побили, но жаловаться на милиционеров он не стал.
"Притон"
Бабушка Аня в прошлом году похоронила мужа. Ей дали вторую группу инвалидности, она почти не ходила. А после смерти супруга болезнь обострилась настолько, что родственники не оставляли старушку одну. Внучка Наташа и ее тетя ухаживали за больной женщиной. Пока муж был жив, пенсионерам удалось отложить кое-какие деньги. Хранила их бабушка Аня дома, иногда занимала родным. С месяц назад приходил внучок Иван. Работал он вахтовым методом, пришло время уезжать, но денег у парня на дорогу не было. Добрая бабушка Аня заняла, достав из укромного уголка перевязанную пачку денег.
Внук Ваня решил на бабушкины деньги отметить отъезд. В кафе пошел с другом, которому край как нужно было взять кредит в банке. В свое время помочь обещал Василь - сожитель сестры Ивана. Во время выпивки разговор опять зашел о кредите. Вспомнили молодые люди обещание Василя, позвонили. Тот мигом приехал в кафе, с кредитом обнадежил и попросил у Ивана 200 рублей взаймы, но получил отказ. Сам-де Иван у бабули на дорогу полторы тысячи одолжил.
Набрался он перед командировкой прилично. А Василь все про бабушку Аню расспрашивает: где да с кем живет, есть ли деньги и ценности? У пьяного язык развязался, сказал он, что имеется у бабули заначка, может, тысяч пятьдесят. Но он не знает, где старушка хранит деньги. Посадил Василь Ивана в машину и попросил показать, где живет пенсионерка. Ваня и дом показал, и номер квартиры назвал, даже расположение комнат описал. Василь пообещал: пусть не переживает, он все сделает сам, но о доле Ивана не забудет.
Утром на трезвую голову вспомнил Иван весь разговор, ужаснулся, позвонил Василю, просил "забыть пьяный треп" и не трогать ни двоюродную сестренку Наташу, ни бабушку. В этот же день он уехал в командировку.
Оперативная разработка
В суде были оглашены показания сотрудника милиции. Оперативным службам стала известна информация о готовящемся вооруженном нападении на квартиру. Чтобы предотвратить преступление, сотрудники уголовного розыска и бойцы ОМОНа прибыли в квартиру.
Наталья до смерти испугалась, узнав, что бабушку Аню хотят ограбить. Девушку проинструктировали: рассказали, как себя вести, что спрашивать, куда идти.
Неожиданно в квартиру пришла родственница - тетя Наташи. Пришлось и ее посвятить в планы операции. Чтобы не травмировать женщин, разбойников решили брать в коридоре. Один из бойцов спрятался за холодильником.
Прозвенел звонок, Наталья открыла дверь. В проеме сначала показалась рука с пистолетом, затем в прихожую вошел мужчина в темной одежде. На руках перчатки, нижняя часть лица прикрыта тряпкой. Неизвестный, крадучись, направился вслед за девушкой на кухню. Едва он поравнялся с холодильником, как вдруг неожиданным резким ударом кто-то выбил из его руки пистолет. В следующую секунду он лежал на полу с наручниками на запястьях.
С лестничной площадки раздался шум: кто-то бегом спускался по пролетам. Бегуну удалось заскочить в ожидавший автомобиль и скрыться. Когда машину задержали, в салоне нашли три шапочки с прорезями для глаз.
Маска из футболки
Сказку про "нештатного" сотрудника опроверг тот самый сотрудник, на которого ссылался Василь. Он рассказал: в 2005 году Василь проходил стажировку в отделе госнаркоконтроля, стажировку не прошел и "был уволен со службы по негативным моментам". Через пять лет, уже будучи сотрудником другого подразделения, он случайно встретил Василя. Тот вызвался предоставлять органам полезную информацию. Однако при проверке сообщения добровольного информатора ни разу не подтвердились.
Сотрудник подчеркнул, что подразделение, в котором он работал, не занимается наркопритонами. Странно было бы полагать, что внедрение в криминальную среду и выявление притонов происходит именно таким образом: в масках и с оружием в руках.
В суде огласили показания подсудимых, которые они давали во время следствия. Тогда они частично, но все же признали вину. Василь рассказал про пьяного дружка Ваню, про то, как тот продал бабушку с деньгами. Не забыл назвать организатора преступления, обвинив дружка Баурджана в подстрекательстве. Поведал Василь, как в течение месяца они разрабатывали операцию, обсуждали детали нападения. Четыре раза приезжали к дому жертвы: наметили пути отхода, добыли ключ от домофона. Накануне преступления послали в квартиру подельника. Наталья неосмотрительно открыла незнакомцу дверь и ответила на его вопрос о том, кто живет в квартире. Подельник передал информацию Василю, подтвердив слова Ивана.
На дело решили идти утром, часов в 11, когда рабочий люд на работе. С вечера приготовили маски и перчатки. Маску Василь смастерил из своей футболки. Баурджан прорезал глазницы в трикотажной шапке. Утром в машине Василь увидел у дружка пистолет и забрал оружие.
На следствии он уверял, что они планировали обойтись без крови. Внучку напугают пистолетом и закроют в ванной. Не учли разбойники непредвиденного обстоятельства - еще одну родственницу, которая пришла проведать старушку. Как бы в этом случае разворачивались события и чем бы закончилось для женщин роковое утро, остается только гадать. На их счастье прекрасно сработали уголовный розыск и ОМОН, предупредив тяжкое преступление.
Показания Баурджана во время следствия отличались от тех, которые прозвучали в суде. Он признался, что Василь предложил ему совершить разбойное нападение, рассказав про немощную денежную старушку. Баурджан ждал исхода дела в коридоре, а когда услышал в квартире крики - убежал, но был задержан.
Адвокат Василя ходатайствовал о признании недопустимыми показаний подсудимого о планировании и совершении преступления. Суд не нашел для этого оснований: показания во время следствия Василь давал в присутствии защитника.
Уверения подсудимых о якобы милицейском прикрытии, выявлении наркопритона суд расценил как надуманные и несостоятельные.
Разбойное нападение было не единственным преступлением, в котором обвиняли Василя. Занимаясь риелторской деятельностью, он обманом завладел 135 тысячами рублей. Обещал людям квартиру, но лишь тянул с них деньги.
Определяя наказание, суд учел смягчающие вину обстоятельства: молодой возраст, положительные характеристики от соседей, двоих малолетних детей Баурджана, отсутствие судимостей. Учли и то, что Василь проходил срочную службу в Чеченской республике, участвовал в боевых действиях, за что имеет нагрудный знак "За отличие в службе".
Василя приговорили к восьми годам и одному месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима и взысканию 135 тысяч рублей в счет возмещения материального ущерба. Баурджану назначили семь лет лишения свободы.
Автор благодарит суд Ленинского района за предоставленный материал.