Статистика криминальных показателей Магнитогорска констатирует рост рецидива - 40 процентов преступлений совершают те, кто уже был наказан неволей.
Совершение повторных злодеяний эксперты объясняют социально-экономическими причинами. Людям, вернувшимся из мест лишения свободы, почти невозможно найти работу, жильё, что вынуждает добывать пропитание преступным путём. Но не всегда выводы теоретиков поверяются практикой. У 29-летнего Алексея были квартира, постоянная работа и неплохой заработок. Однако он всё же вернулся на нары. Теперь в местах лишения свободы ему предстоит провести несоизмеримо больший по сравнению с первым наказанием срок.
Четыре года назад Алексей находился в СИЗО. Там же ожидала приговора суда женщина, которая впоследствии стала его супругой. Сейчас не станем задаваться вопросом, как молодым людям в условиях неволи посчастливилось не только полюбить, но и зачать ребёнка. Алексей освободился, а его супруге, осуждённой за сбыт наркотиков, ещё предстояло отбывать срок. Малышка дожидалась освобождения мамы в доме ребёнка.
Родители, люди честные и работящие, поддержали пару: купили им однокомнатную квартиру на левом берегу. Алексей, прекрасный повар, нашёл работу в ресторане. Каждую свободную минуту он посвящал обустройству квартиры - жена с дочкой должны прийти в красивый дом. Знакомые отмечали его аккуратность, чистоплотность. Жильцы симпатизировали приветливому, отзывчивому соседу. В квартире ни разу не было пьянок-гулянок, да и самого Алексея не замечали в злоупотреблении спиртным. На работе коллеги и начальство отмечали его старание и поварское мастерство…
Седьмого апреля 2014 года слесарь спустился в подвал одного из домов левобережья. Жильцы жаловались на утечку воды. До подвальной двери он так и не дошёл. Путь преградили два огромных мешка, испачканные бурыми пятнами. До сознания не сразу дошло, что это завёрнутые в простыни трупы.
Прибыла оперативная группа. Место преступления определили сразу, и даже жильцов не пришлось допрашивать. Уликами стали засохшие капли, которые вели к одной из квартир. Алексей, открыв дверь и увидев людей в форме, сознался в преступлении.
На допросе он рассказал, что пригласил в гости друзей. 27-летнего Михаила и его подружку Марию. Женщина стала хлопотать по хозяйству. Процесс приготовления еды сопровождался возлиянием. Алексей снисходительно наблюдал за неумелыми действиями Марии. Перехватив взгляд повара, она попросила научить красиво и ловко, как умеют профессионалы, резать овощи. Алексей встал позади женщины, обхватил кисти Марии и стал ловко орудовать ножом. Женщина повернула голову и поцеловала Алексея. В этом момент в кухню зашёл Михаил. Он осыпал подружку ругательствами, досталось и Алексею.
Впоследствии Алексей утверждал, что любовники ругались, поносили друг друга чуть ли не три часа кряду. Михаил хватал Марию за волосы, шею, та отбивалась. Но соседи все как один свидетельствовали, что не слышали ни криков, ни звуков драки. Одна из женщин вспомнила, что в 11 вечера выходила в подъезд, из квартиры Алексея доносились лишь музыка и спокойные голоса.
- Михаил замахнулся, чтобы ударить меня, - говорил Алексей на следствии. - Я перехватил его руку, развернул, повалил на пол и, взяв нож, перерезал шею. Мария стала кричать, оттаскивать меня от Михаила, чем сильно разозлила. Я несколько раз наотмашь ударил её ножом, схватил за волосы, повалил на пол и провёл лезвием по шее… Всё случилось очень быстро.
Несколько минут потребовалось Алексею, чтобы отправить на тот свет недавних друзей. Точность, с какой он орудовал лезвием, объясняется не только профессией Алексея. В прошлом он проходил службу в войсках ВДВ и обладал приёмами рукопашного боя. Зная, что применение специальных приёмов лишь усугубит его положение, на следствии он утверждал, что в армии был чуть ли не писарем.
После убийства приятелей Алексей зачем-то позвонил матери и сообщил о трагедии. Потом вышел на улицу, встретил соседку, с которой стал глушить горькую в подъезде. Когда женщина предложила продолжить возлияние в квартире, Алексей стушевался, а затем огорошил сообщением: в его квартире два трупа. Соседка не поверила, пока Алексей не открыл дверь. В коридоре в луже крови лежал мужчина, на кухне - с перерезанным горлом молодая женщина.
Алексей настойчиво просил помочь ему избавиться от трупов. Кое-как завернув тела в простыни, они перетащили убиенных на лестницу, ведущую в подвал. А потом до утра отмывали от крови квартиру. В награду за труды Алексей отдал соседке фотоаппарат и телефон убитых.
На судебном процессе Алексей стал утверждать, что Михаил первый набросился на него с ножом. В протоколах, мол, это обстоятельство упущено. Бумаги он не читал, поскольку был без очков. Заявление подсудимого объяснимо: сроки за убийство, совершённое при превышении пределов необходимой обороны, несоизмеримо ниже инкриминируемой 105-й статьи УК. Однако единственный нож, который во время обыска обнаружили в духовке, не был испачкан кровью. Орудие убийства, особо острый японский поварской нож, Алексей выбросил. Судебно-психиатрическая экспертиза заключила, что обвиняемый психическим расстройством не страдает. А его агрессивность, злоба и ярость объясняются банальным алкогольным опьянением.
При вынесении приговора Челябинский областной суд учёл смягчающие вину обстоятельства - явку с повинной, активное способствование раскрытию преступления, малолетнего ребёнка, положительные характеристики от соседей, а также хроническое заболевание. 18 лет лишения свободы он проведёт в колонии строгого режима. В счёт компенсации морального вреда с осуждённого должно быть взыскано два миллиона рублей.
В зале суда во время приговора присутствовала супруга Алексея. Её срок закончился. Теперь ей предстоит ожидать возвращения мужа из колонии и одной растить дочку.