Старые городские поселки с одноэтажными домами живут по-деревенски. Случись на одном конце происшествие, через несколько минут о нем в деталях узнают на другом конце селения. Соседи, прожившие бок о бок почти всю жизнь, знают друг о друге всю подноготную. Несколько дней поселковые не видели супругов Горновых. Ближайший жилец Евгений Владимирович, встретив невестку соседей Марию, поинтересовался, куда делись пенсионеры. Та коротко бросила: "Убили!"
Скандалили в семье Горновых постоянно. Нередко два взрослых сына под крики и ругань родителей покидали дом. О склочном характере семейной пары было известно всей округе. Шум и драки поутихли, когда сыновья с женами покинули родительский кров.
Посмеявшись над шуткой молодой женщины, Евгений Владимирович захлопнул было калитку, но тут увидел, как из дома Горновых выходит старший сын Александр. "Да не слушайте вы дуру! Уехали они в деревню. Дом купили", - развеял он сомнения Евгения Владимировича. Дней через десять, случайно встретив соседа, Саша вытащил из кармана помятый листок с телеграфным шрифтом: "Вот, телеграмму прислали. Пишут, что все у них хорошо".
Со времени отъезда соседей прошло два с половиной года. Никто более судьбой скандальной супружеской четы не интересовался. Громом среди ясного неба стало для поселкового люда известие - сыновья Горновы убили отца и мать.
В феврале 2010 года Евгения Владимировича вызвали на допрос в следственный комитет. Спрашивали про бывших соседей. Он припомнил давние слова невестки Горновых. Выходит, зря он тогда не поверил в сердцах брошенным словам.
Салтычиха
Больше всего на свете Саша и Леша ненавидели отца и мать. Если удавалось вырваться из рук разъяренных пьяных родственников, мальчики убегали к соседям. Добрые люди, жалея братьев, давали кой-какую одежду, кормили и выпроваживали. Мало кто отваживался связываться с Горновой, базарная баба была готова кому угодно вцепиться в глотку. Как-то соседи с ужасом наблюдали, как пьяная Елена, заподозрив свою подружку в краже денег, побрила ее наголо и посадила на цепь, как собаку.
Пережидая родительский запой, мальчики слонялись по городу, ночевали на вокзале. Домой возвращались, зная, что отец и мать в кровь изобьют. Одна надежда, если трезвые - можно отделаться несколькими затрещинами. Хуже, если в доме было застолье. На потеху друзьям мальчиков заставляли отжиматься до тех пор, пока те не падали, выбившись из сил.
Закатываясь от смеха, отец с матерью при гостях называли Сашу "Ошибкой номер один", младшему Леше присвоили второй номер. Елена редко звала сыновей по имени. Саша уже стал откликаться на прозвище Гитлер.
Елена гордилась, что держит детей в ежовых рукавицах. За провинность не просто била. Дабы мальчики не убежали, стягивала худенькие руки сыновей бельевой веревкой, а потом от души порола. Однажды Леша плакал и просил прощения, уже не помня за какую провинность. Мать сдернула с него трусики, связала руки и на всю ночь закрыла на веранде. Застращала, сказав, что убьет, если мальчик посмеет хоть пикнуть или позвать на помощь.
Детство Саши и Леши прошло в унижениях, слезах, побоях. Мальчики выросли, пошли работать. Но родительский авторитет, "вбитый" в сознание болью и страхом, не позволял перечить. Они не смели возразить матери, которая отбирала до копейки все заработанные деньги. Привыкнув к унижениям, братья стали воспринимать разнузданную жестокость родителей как норму. Даже рискнули привести в дом невест, не думая, что мамаша обрушит свое патологическое человеконенавистничество на головы молоденьких девушек.
Однажды Леша застал свою Ольгу рыдающей на пороге дома. Пьяный свекор грязно ее домогался. Самое страшное, что свекровь даже не вступилась, не урезонила бесстыдника. Как-то ночью Ольга проснулась от лязга металла и заорала от страха: свекровь стояла над ней с ножницами, сжимая в кулаке пучок ее волос.
Поначалу спуска Елене не давала жена Александра Мария, но и та сдалась, не смея противостоять животной злобе свекрови. В порыве гнева та выдрала из головы невестки клок волос, выволокла ее во двор и спустила злобного пса. Последней каплей стало совершенно дикая выходка хозяйки дома. У Марии и Александра родился первенец. Но вместо радости младенец пробудил в бабушке дикую ненависть. Родители едва спасли малыша: зашли в комнату в тот момент, когда пьяная Елена накрыла внука подушкой. После происшествия сыновья с семьями наконец-то покинули садистский дом. Но и тогда свекровь не успокоилась: она писала Марии письма - грозилась убить малыша.
Кажется, что образ Горновой утрирован. Не может нормальный человек быть столь агрессивным к родным людям. О жестокости родителей на судебном заседании рассказали сыновья. Можно предположить, что они пытались оправдать свое преступление. Но соседи, которые пришли на процесс, вспоминали не менее жуткие эпизоды, подтверждающие садистские наклонности Горновых.
Двойное убийство
Осенью 2007 года мать вдруг позвала сыновей в гости. Дом, в котором прошло детство, даже такое горькое, как у братьев, притягивает возможностью вновь ощутить себя ребенком.
Мать сидела за накрытым столом. В центре стояли бутылки с водкой. На диване храпел пьяный отец. Родительница, разомлевшая от спиртного, для порядка незлобно поругала невесток, расспросила о житье. Братья, пропустив не один стакан, разоткровенничались, как вдруг открыл глаза отец. Увидев сыновей и осознав, что это не сон, заорал, погнал их прочь. Братья встали, намереваясь уйти. Отец подскочил, схватил Сашу за горло и повалил на пол. Алексей бросился разнимать родственников. Оторвав отца от Саши, он с такой силой ударил его по челюсти, что услышал, как у родителя хрустнули кости. Потеряв сознание, тот упал на диван. Мать с проклятиями набросилась на Алексея. Остановил он Елену резким и сильным ударом кулака по голове.
Пока Саша приходил в себя, Алексей скрылся на кухне. Услышав, как грохнул ящик, Саша поспешил за братом. Зажав в руках ножи, они вернулись в комнату. Не колеблясь ни минуты, Алексей вонзил лезвие в грудь отца. Александр с силой воткнул нож с спину матери. Та вздрогнула, силясь повернуться. Тогда он хладнокровно перерезал родительнице горло. Еще теплое тело отца они перетащили в гараж и затолкали в багажник родительского автомобиля. Мать оставили на полу в гараже, закрыли дом и ушли.
Наутро в дом явились втроем. О преступлении рассказали жене Александра Марии. Женщина пожелала воочию убедиться в смерти ненавистной бабы. Она молча наблюдала за тем, как братья заталкивают окоченевшее тело на заднее сиденье автомобиля. Трупы вывезли в карьер и, вырыв неглубокую яму, засыпали щебнем. Возвратившись в дом, Мария не один час ползала на коленях, отмывая пол и стены от крови. Она едва не выдала братьев с головой, зачем-то сказав соседу про убийство. Саша поспешил убедить пенсионера в том, что родственники уехали в Свердловскую область.
Вскоре поселковые жители забыли о скандальных супругах. Жизнь, вроде, налаживалась, если бы не странное поведение Алексея. Он осунулся, стал нервным. По ночам кричал и вскакивал с постели. Наконец, признался брату и жене, что каждую ночь ему являются родители, грозят всеми земными и загробными карами. Он со страхом ждет наступления темноты. Он был убежден: избавиться от ночных кошмаров можно лишь признавшись в убийстве.
Александр успокаивал брата, вспоминал, как родственники издевались над ними в детстве, просил пожалеть маленьких детей. Кто их будет кормить, если они окажутся за решеткой? Не выдержав душевных терзаний, Алексей совершил попытку самоубийства. Потом его еще дважды вытаскивали из петли. Наконец он решился - пошел в милицию сдаваться. Александру ничего другого не оставалось, как последовать за братом.
Педагоги утверждают, что "взрослые" преступления корнями уходят в детство. Судьба братьев - не исключение. Садистское воспитание сыграло свою роковую роль в судьбе Александра: за плечами были зоновские университеты. Кроме того, медики выявили у обвиняемого наркотическую зависимость, признаки психического расстройства в форме диссоциального расстройства личности. Однако эти особенности не лишали его возможности сознавать опасность свершаемых деяний.
Суд учел явку с повинной, искреннее раскаяние братьев, аморальное поведение убиенных, наличие маленьких детей, положительные характеристики по месту жительства и работы. Александра и Алексея приговорили к семи годам лишения свободы в колонии строгого режима
Имена и фамилии изменены, совпадения могут носить случайный характер. Автор благодарит суд Орджоникидзевского района за предоставленный материал.