Новость мгновенно подхватили СМИ как городского, так и областного уровней. Как же: беспредел в местах лишения свободы! Журналисты поддались на уловку пока неизвестного режиссера-манипулятора, сыграв роль обезьянки, которая таскает для хозяина каштаны из огня. Выясняя обстоятельства демонстративной акции, волей-неволей и я оказываюсь в этой роли.
Гуманность прежде всего, и хотя известно, что все живы-здоровы, при встрече с начальником Магнитогорской колонии Алексеем Коноваловым (на фото) справилась о самочувствии лихих людей:
- До вен никто не достал, лишь двоим потребовалась помощь - медицинские скобочки поставили. Остальным замазали царапины зеленкой.
- А что хотели, зачем театр устраивали?
- Ничего вразумительного не говорят. Когда выясняли причину, слышали ответы: на душе было плохо. Осужденных каким-то способом заставили совершить демонстративный акт. Считаем это попыткой дестабилизировать нормальную работу колонии извне. Осужденных использовали с конкретной целью: провести демонстративную шантажную акцию. Так назвали этот случай психологи. Цель акции: вынудить администрацию отступить от норм, предписанных законом.
Демонстративный суицид - это как мылить веревку перед телекамерой или стреляться на театральной сцене. Умереть всяко не дадут, но аплодисменты сорвешь, а заодно выполнишь заказ хитроумного дяди. Но сценарий до конца не продуман и сыграно из рук вон плохо. Станиславский бы не поверил.
Массовый суицид, равно как и беспорядки в местах лишения свободы, всегда вызваны протестом против "Жалуйтесь, господа осужденные". Но администрация колонии так и не получила вразумительных ответов, почему пакостное состояние души побудило тринадцать человек устроить массовый спектакль? Застеснялись или житейская мудрость подсказала: как бы хуже не вышло? Но попыток донести свои требования и до общественности, и до начальства было предостаточно. В конце января учреждение проверяла Генеральная прокуратура РФ.
Представителей на мякине не проведешь, два опытных сотрудника досконально изучили все, что связано с содержанием осужденных: организацию производства, приобретение продуктов питания, медицинское обеспечение, досуг. И не только проверяли, но и беседовали со многими осужденными. Чем не удобный случай пожаловаться на администрацию, если сотрудники нарушают права или закон? Но ни в январе, ни в июне, когда в колонию с проверкой приехали москвичи из ФСИН РФ и тоже подолгу вели беседы с контингентом, жалоб не поступало. Не рискнули обратиться к начальству колонии, была возможность пожаловаться родственникам. Раз в квартал в колонии проходят дни открытых дверей: родные могут видеть жизнь и быт за колючей проволокой, общаться с сидельцами без посторонних ушей. Жалоб не услышали ни проверяющие из Генпрокуратуры, ни сотрудники ФСИН РФ, ни родственники. Может, грех жаловаться?
- Не положено жаловаться лишь начальству. У контингента голова не болит о том, как колония выживает в условиях кризиса.
-Его последствия ощущаем в полной мере: заказов стало меньше, сократилось число инвесторов. Выживаем благодаря помощи ОАО "ММК": имеем от него постоянные заказы. Прежних требований с нас не снимают. Налоги платим, как и любое другое предприятие, - без всяких льгот и скидок, - объясняет Алексей Коновалов. - Мы обязаны обеспечить человека работой, чтобы он имел возможность выплачивать иски. За это с нас строго спрашивают. Представьте, у одного из осужденных 35-миллионный иск.
- На воле экономят за счет социалки и культуры. А в колонии?
- Продолжают работать кружки по интересам, телестудия, театр-студия "За колючей проволокой", команда КВН. К нам по-прежнему приезжают артисты. 1 сентября открываем новое здание ПТУ с лабораториями. Сейчас обучаем людей почти двум десяткам самых востребованных рабочих специальностей: сварщик, фрезеровщик, слесарь… Появление лабораторий позволит повысить качество обучения, - рассказывает Алексей Алексеевич. - 1 октября планируем открыть психологическую лабораторию, которой не будет равной в области. Это огромный зал со "звездным" потолком, летающими кометами. Будем проводить групповую релаксацию.
Вселенная в колонии? Здорово! Может, созерцание бесконечности космоса настроит сидельцев на философские размышления о смысле жизни. Весьма полезное занятие для тех, кто оказался за колючей проволокой. Хотя для многих сытая неволя предпочтительней свободы. Говорю не понаслышке. Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции жаловались: осужденные, приговоренные к обязательным работам, упорно не желая трудиться, сознательно выбирают "нары". "Нары" - образное выражение. Давно в колонии нет дощатых двухъярусных сооружений, спальные места в колонии, как палаты в детских оздоровительных лагерях. Так вот, осужденные с готовностью меняют три месяца трудовых будней на месяц сытого безделья за решеткой. Психология тунеядства характерна для нынешнего поколении сидельцев.
- Приходят молодые с иждивенческим настроением: ничего не умеют и не хотят, никогда не работали и не желают трудиться, - замечает Алексей Коновалов. - Если раньше большинство осужденных горело желанием работать на предприятии, то сейчас не хотят. Стремятся к одному: сидеть в отряде и смотреть телевизор, считая, что налогоплательщики оплатят их безделье.
Интересно, а те тринадцать сидельцев, которые протестовали против чего-то, стремились честным трудом искупить свое преступление? Мы как-то забыли, что за колючую проволоку они попали не за политические убеждения. Трое из них отбывают наказание за убийство, четверо - за разбой, четверо за кражу. Все они неоднократно судимы…