Большинство приютов и детдомов для сирот в нашей стране носит государственный статус, потому что именно государство становится вторым "родителем" детям, попавшим в беду, неважно - смерть это мамы-папы или отсутствие их заботы и любви. Однако есть такие семьи, которые собственными усилиями пытаются дать сиротам ощущение домашнего тепла. Зачастую это верующие.
Недавно православная приемная семья приюта "Рождественский", что при Свято-Вознесенском храме, вернулась из поездки в Свято-Троицкую обитель милосердия. Она оказалась интересна не только с исторической точки зрения - в небольшом поселке Саракташ, затерявшемся среди степей Оренбуржья, живет самая большая приемная семья России. Семьдесят ребятишек разных возрастов и национальностей стали друг другу братишками и сестренками. Их родители - настоятель обители, православный священник Николай и матушка Галина Стремские. Двадцать четыре ребенка ими усыновлены, остальные взяты под опеку.
А началось все в непростые 90-е годы: упадок отечественной промышленности, задержки зарплат, очереди в магазинах, неуверенность в завтрашнем дне, растущее число беспризорников и брошенных детей... В 1992-м в Саракташе еще не было ни обители милосердия с собором и колокольней, ни детских жилых корпусов, ни православной гимназии - лишь храм праведного Симеона Верхотурского, переданный общине для восстановления, и жилье батюшки - небольшой домик в соседнем квартале. Говорят, история приемной семьи началась с прихода в церковь старушки, которая попросила священника взять на воспитание двоих ее внуков - по старости она не в состоянии была за ними ухаживать. С тех пор семья росла не по дням, а по часам: в течение года Стремские стали приемными родителями для пятнадцати сирот в возрасте от полутора до семи лет.
Вопрос с учебой решили в пользу церковно-приходской общеобразовательной школы, получившей через несколько лет статус православной гимназии. Мальчишки в новой форме похожи на гимназистов XIX века, девочки, в отличие от своих исторических предшественниц, одеваются скромнее и ходят с белыми платочками на головах. Кроме полного среднего образования, они изучают жития святых, историю Ветхого и Нового заветов, символику богослужений, премудрости старославянского языка.
Быт и воспитание в семье Стремских построены так, будто попадаешь в дореволюционную патриархальную семью. Глава - отец Николай, на нем ответственность за жизнь, здоровье и содержание детей. Многие ребятишки попадают в православную семью с различными серьезными заболеваниями. Одним уже сделаны операции, другим предстоит лечение. На матушке Галине - психологический климат в семье, быт и отношения между ее маленькими членами.
Живут и учатся мальчики отдельно от девочек. Их жилые помещения соединяет домовой храм, построенный специально для ребятишек. Во время службы малыши там могут присесть, провинившиеся отбывают наказание. На одной из фотографий, привезенных Рождественским приютом из Саракташа, пятеро парней в джинсах, сложив руки крестом и склонив головы, стоят вдоль расписанной стены и, судя по всему, каются в молитве.
Мальчики встают раньше и занимаются в гимназии в первую смену, девочки - во вторую, с утра успевая навести порядок в комнатах и понянчиться с малышами. Старшие - помощники родителей во всем. С детства они учатся вести домашнее хозяйство, заботиться не только о младших сестренках и братишках, но и о престарелых бабульках в доме милосердия Свято-Троицкой обители. Традиционное воспитание сказывается не только на распределении обязанностей, но и на получении жизненно необходимых навыков: мальчики столярничают и выполняют мужскую работу, девочки шьют, вышивают, вяжут, занимаются огородом и цветами. Такие невесты на вес золота для современных женихов, а потому, рассказывают, к ним приезжают свататься даже из Оренбурга. Но приемные родители не каждому готовы отдать свое чадо - только в надежные руки.
Пять лет назад в семье Стремских была создана первая молодая семья - венчался старший сын Павел. С тех пор из отчего гнезда "вылетело" двенадцать "птенцов", а их место заняли другие малыши из домов малютки. Их жизнь, полная горького опыта, бед и лишений, протекает теперь в окружении заботливых взрослых. Бесспорно, детям не приходится выбирать, в какого Бога верить: их папа с мамой не просто православные - они проповедуют свою веру. Однако нельзя и сказать, что ребята лишены многих прелестей детства, связанных со светской жизнью.
Многим из нас в юном возрасте приходилось не раз умолять родителей завести домашних животных, но безрезультатно. В саракташском приюте есть и собаки, и кошки, и попугаи, и даже... огромные пираньи. И все - на попечении детей. Ребята из магнитогорского православного приюта с восторгом разглядывали диковинных рыб, ведь главный обитатель их скромного аквариума - крупный сом, забирающийся по стенкам на губах-присосках... Убранство детских помещений тоже зависит от их обитателей. Малыши живут по нескольку человек в комнате, кроватки мальчишек напоминают машины, у девочек много игрушек и девчачьей атрибутики - о таких детских можно только мечтать! Девушки 14-15 лет живут по одной, в глянцевых журналах они выбирают понравившийся интерьер и что-то из него воплощают в жизнь.
Николай и Галина Стремские стремятся, чтобы их дети выросли разносторонне развитыми людьми, непременно несущими добро - неважно, в какой сфере будут трудиться: светской или церковной. Матушка Галина, пишущая иконы для храмов обители, развивает в детях творческие наклонности. Музыкальный слух и любовь к хоровому пению прививает заслуженный деятель культуры Лидия Заикина. В репертуаре хора не только духовные произведения, но и знакомые многим из нас детские и взрослые песни. Стремские-дети поют на службах, дают концерты в Оренбурге, Москве, за рубежом - с материальной поддержки Московской епархии и других благотворителей семья ездит по святым местам Америки. Кроме того, ребята в гимназии занимаются хореографией и музыкальной грамотой. Юные танцоры, пианисты, гитаристы, гусляры выступают в детдомах, домах престарелых, воспитательных колониях для несовершеннолетних, перед ветеранами и военнослужащими...
После открытия семьи Стремских посмотреть на саракташское чудо приезжали толпы журналистов, в день хозяевам приходилось устраивать до четырнадцати экскурсий! Гости есть и сейчас, но впервые к одной приемной православной семье приехала другая. Стоит ли говорить, с каким радушием там встретили магнитогорцев, поделились опытом... Директор приюта "Рождественский" Валентина Сыроватко от всей души благодарит за поездку директора ООО "Курорт-транс" Владимира Бленару, предоставившего ребятишкам комфортабельный микроавтобус и замечательного водителя, ставшего за два дня еще одним другом большой православной семьи.