Магнитогорский детский дом № 2 - особенный в городе. Начиная с имени "Надежда" (из трех детдомов города он единственный, кто, кроме номера, имеет название), заканчивая необыкновенной атмосферой доброжелательности и творчества, царящей в нем.
Чего стоят встречи с писателем Николаем Вороновым, результатом которых стали творческие пробы детей на страницах журнала "Вестник Российской литературы". Кроме того, именно в этом учреждении впервые была введена модель семейного воспитания, а вместо групп появились разновозрастные семьи ребят. Детдом и сейчас живет "семьями", и у каждой неповторимое "лицо": свой быт-уют, увлекательные занятия, праздники, общение - все, чем можно отогреть и напитать осиротелые души ребят.
Немалая заслуга в том педагогов факультета педагогики и методики преподавания МаГУ, с которыми детдом дружит больше десяти лет. Потребность в качественно новом образовании возникла в конце 90-х. И не только у педагогов сиротского дома...
Духовность под запретом
- Сложность того времени заключалась в том, что прежняя выстроенная система - октябрята, пионерия, комсомол - рухнула, но ничего нового учителю не предложили, - констатирует профессор МаГУ Татьяна Исакова. - До перестройки все было запрограммировано и находилось под жестким контролем партии, после 1985 года - оттепель. Откинули все прежнее, а вместе с мусором на помойку вывалили замечательного "ребенка" с именем "воспитание" и топтались по нему лет десять. Ситуация в детском доме с сиротами при живых родителях тоже часто выходила из-под контроля. Подобранные на чердаках и в подвалах, отмытые и откормленные, дети вновь стремились на улицу. Хорошо еще, что подобралась команда воспитателей, работавшая не за деньги. Но отвлекать ребят от негатива приходилось интуитивно.
- Когда мы завязали дружбу с Татьяной Геннадьевной и ее коллегами, - вспоминает заместитель директора детского дома
№ 2 по учебно-воспитательной работе Татьяна Митрофанова, - к нам словно пришла большая энергия.
Теория и практика
Взаимодействие детдома с педфаком МаГУ происходило по нескольким направлениям, главным из которых стало создание творческой группы воспитателей по программе "Педагог-исследователь".
- Нужно было менять сознание людей, наполняя его знаниями научного подхода к анализу деятельности, - признается Татьяна Исакова. - Чего скрывать: практика жила отдельно, наука - сама по себе. К тому времени большинство моих коллег писали изумительные диссертационные работы, охватывающие все процессы воспитания. У Татьяны Неретиной - "Подготовка студентов к формированию образа "я" родителей", у Татьяны Ореховой - проблемы здоровьетворящего образования, у Тамары Кружилиной - как изменить сознание родителей и педагога, чтобы избежать возрастного отчуждения с ребенком, я заканчивала диссертацию по развитию духовной культуры младшего школьника. Но все наши открытия так и остались бы никому не нужными, кроме студентов, если бы не выходы в учебные заведения.
Многие воспитатели детдома № 2 - бывшие выпускники педучилища - представления не имели, что такое научная работа и как педагог может быть исследователем. С выбором темы, проектированием индивидуальных программ помогла команда с педфака. Получившиеся работы были интересны тем, что вместе с научным руководителем их проживали на практике. Когда программы исчерпывали себя, воспитатели обменивались наработанным. А дальше возникла потребность в повышении квалификации: предстояло пройти аттестацию и педагогам, и заведению. Тоже не без поддержки МаГУ. К слову, по итогам прошлого года детский дом № 2 стал лучшим в области.
Педагогика помощи
Спросите, чем же все это время были заняты студенты? Отнюдь не штудированием лекций. Слова декана ПиМНО Юрия Коробкова: "Мы даем студентам не догматику, а педагогику действия и помощи" - не расходятся с делом.
- В прошлом году мы отправились посмотреть, чем живут ребята в детдоме, - вспоминает третьекурсница Олеся Локтионова. - Вместо казенной обстановки увидели близкую к семейной. Дети добрые, отзывчивые, до слез тронули нас рисунками мам. Но что особенно поразило: несмотря на усилия, которые педагоги прилагают, чтобы ребята росли полноценными, в детских глазах тоска и отрешенность. У нас возникло неприятное чувство беспомощности, внутренней ущербности оттого, что мы ничего не можем изменить. Только подарить радость.
После первой встречи будущие учителя кинули клич по всему факультету и собрали для сирот подарки к Новому году, показали сказочное представление. А уже весной сами принимали у себя гостей: провели детей по новому просторному зданию факультета, что по улице Вокзальной, устроили литературную гостиную "Все начинается с любви", напоили чаем. И те не остались в долгу: накануне Масленицы оделись в яркие костюмы, с поделками и блинами прошлись по педфаку - товар с лотков коробейников уходил влет.
Желание студентов хоть чем-то помочь сиротам было столь велико, что многие просились в детдом нянями и помощниками воспитателя. Однако свободных ставок в учреждении не нашлось. Повезло только Олесе Локтионовой: в детдоме она ведет хореографию. Других же с сиротами крепко связала летняя педпрактика в "Карагайском бору".
В таких добрых связях с детдомом педагоги ПиМНО видят самое важное: отклик на сиротство уже сейчас формирует в студентах осознанное и ответственное родительство. Парни и девчата из МаГУ, насмотревшиеся на брошенных детей, про себя решили: никогда ни при каких обстоятельствах не оставят собственных.
Не учить, а проживать
Сотрудничество педфака с детдомом продолжается. К каким новым формам работы придут участники этого союза, остается гадать. Однако есть уверенность, что останавливаться они не будут. На последний вопрос, приходится ли науке подстраивать свои знания и технологии под особых детей, лишенных семейного тепла, профессор МаГУ Татьяна Исакова отвечает:
Все знания, которые мы давали, исходили из педагогики гуманного отношения к ребенку, а ее подходы универсальны для любого школьника. Они подразумевают, что в центр всей своей деятельности учитель должен ставить ребенка.